конференция

IX Всероссийская научная конференция «Литература и искусство в фокусе гуманитарных наук»

Автор: Галина Николаевна Боева

В Санкт-Петербурге, в музее-усадьбе Г. Р. Державина, входящем в литературно-мемориальный музейный комплекс «Всероссийский музей А. С. Пушкина», в зале заседаний «Беседы любителей русского слова», 19 апреля 2019 года прошла очередная IX Всероссийская научная конференция «Литература и искусство в фокусе гуманитарных наук».

Полный текст: http://humparadigma.ru/art/2019/07/05-Boeva.pdf

13.00.02 Теория и методика обуч. и воспитания

Использование метода «интеллект-карта» при подготовке к написанию сочинения по истории

УДК 372.893

Авторы: Воробьёва Ольга Валерьевна, Бабкина Татьяна Александровна

Рассматривается один из активных методов обучения – метод «интеллект-карта», обосновывается значение и принципы его применения в образовательном процессе, в частности на уроках истории при подготовке к написанию исторического сочинения. В статье представлены рекомендации и пошаговая инструкция по созданию карты. Определены положительные стороны данного метода на уроках истории в качестве нового способа подачи информации.

Ключевые слова: интеллект-карта, системно-деятельностный подход, визуализация, графический метод, совместная деятельность, ЕГЭ, мотивация, умения, эффективный процесс обучения, памятка, ассоциации.

Для цитирования:
Воробьёва, О. В., Бабкина, Т. А. Использование метода «интеллект-карта» при подготовке к написанию сочинения по истории // Гуманитарная парадигма. 2019. № 2 (9). С. 51–56.

Полный текст: http://humparadigma.ru/art/2019/07/06-Vorobyova-Babkina.pdf

13.00.02 Теория и методика обуч. и воспитания

Совершенствование орфографической грамотности: из опыта организации проектной деятельности пятиклассников по созданию школьного этимологического словарика

УДК 372.811.161.1

Автор: Ковтун Ирина Николаевна

Статья посвящена вопросам повышения орфографической грамотности обучающихся среднего звена общеобразовательной школы. Автором обосновывается целесообразность проведения этимологического анализа слов на уроках русского языка в пятом классе с целью усвоения правильности правописания словарных слов; содержится описание опыта организации проектной деятельности пятиклассников по созданию этимологического словаря.

Ключевые слова: культура письменной речи, орфографическая грамотность, этимологический анализ, этимологический словарь, среднее звено общеобразовательной школы, проектная деятельность.

Для цитирования:
Ковтун, И. Н. Совершенствование орфографической грамотности: из опыта организации проектной деятельности пятиклассников по созданию школьного этимологического словарика// Гуманитарная парадигма. 2019. № 2 (9). С. 57–63.

Полный текст: http://humparadigma.ru/art/2019/07/07-Kovtun.pdf

13.00.02 Теория и методика обуч. и воспитания

Проблема развития словаря у старших дошкольников на занятиях английского языка

УДК 371.134

Авторы: Осадчая Ирина Викторовна, Моспан Полина Олеговна

В данной статье освещены проблемы развития словаря у дошкольников на занятиях английского языка. Рассмотрены основные аспекты обучения английскому языку детей и факторы развития активного словаря у старших дошкольников. Актуальность выбранной темы заключается в том, что при наличии достаточно обширного англоязычного пассивного словаря старший дошкольник затрудняется перенести его содержимое в активное использование в повседневной жизни, на занятиях и в игре.

Ключевые слова: дошкольный возраст, словарный запас, английский язык, обучение.

Для цитирования:
Осадчая, И. В., Моспан, П. О. Проблема развития словаря у старших дошкольников на занятиях английского языка // Гуманитарная парадигма. 2019. № 2 (9). С. 64–70.

Полный текст: http://humparadigma.ru/art/2019/06/08-Osadchaya-Mospan.pdf

13.00.02 Теория и методика обуч. и воспитания

Нестандартные уроки литературного чтения в системе формирования читательского интереса младших школьников

УДК 372.882

Автор: Хоменко Елена Викторовна

В статье обоснована важность формирования читательского интереса у учащихся начальной школы. Охарактеризован один из возможных путей формирования интереса к чтению посредством нестандартных уроков литературного чтения. Описаны особенности проведения одного из типов нестандартных уроков литературного чтения — урока-экскурсии (виртуальной). Представлена разработка урока-экскурсии (виртуальной) по теме «Жизнь Александра Сергеевича Пушкина».

Ключевые слова: нестандартные уроки, литературное чтение, читательский интерес, младшие школьники.

Для цитирования:
Хоменко, Е. В. Нестандартные уроки литературного чтения в системе формирования читательского интереса младших школьников // Гуманитарная парадигма. 2019. № 2 (9). С. 71–79.

Полный текст: http://humparadigma.ru/art/2019/07/09-Khomenko.pdf

13.00.02 Теория и методика обуч. и воспитания

Чтение как ключевая проблема современного образования

УДК 37.011.3

Автор: Морозова Татьяна Викторовна

В статье чтение рассматривается как важнейший элемент образования и воспитания. Выделены основные проблемы, связанные с процессом актуализации читательского интереса у современной молодёжи. Анализируются результаты исследования их читательских предпочтений. Выявлена необходимость более подробных исследований.

Ключевые слова: образовательный процесс, чтение, читательский навык, читательский интерес.

Для цитирования:
Морозова, Т. В. Чтение как ключевая проблема современного образования// Гуманитарная парадигма. 2019. № 2 (9). С. 80–86.

Полный текст: http://humparadigma.ru/art/2019/07/10-Morozova.pdf

Разное

«Все мы, живущие в одной стране…» (поэзия)

Автор: Елена Арефьева

О себе:
Это стихотворение написано мною давно, более 10 лет назад. Но и сегодня актуальны эти давно забытые строки. Забытые не мной, а…
Живу я в Севастополе.
Работаю в Севастопольском академичес-ком русском драмати-ческом театре имени А. В. Луначарского звукорежиссером.
Сейчас стихи, к сожалению, не пишу, но возможно вдохновлюсь на что-то новое!!!

Полный текст: http://humparadigma.ru/art/2019/07/11-Arefieva.pdf

Разное

Слово редактора. 2019

Автор: Людмила Икитян

Уважаемые друзья-гуманитарии, коллеги, партнёры, читатели нашего издания!

Научный журнал «ГУМАНИТАРНАЯ ПАРАДИГМА» создан для вас. Читайте! Сотрудничайте!

Полный текст: http://humparadigma.ru/art/2019/03/glavred.pdf

 

24.00.00 Культурология

Литературные юбилеи как зеркало русской жизни

УДК 821.161.1

Автор: Боева Галина Николаевна

Страна живёт юбилеями. В эти торжественные моменты из священного несгораемого сейфа национальной памяти достаются столь же священные воспоминания о классиках, встряхиваются, как платье, и принародно примеряются: впору ли? не жмет ли? не потускнела ли позолота позументов? не вышел ли из моды силуэт? Происходит сверка национальной идентичности с реноме «самой читающей страны», носительницы самой «литературоцентричной» культуры. Сверяются часы памяти. По кратким пересказам срочно освежается знание сакральных текстов. Юбилеи литературных генералов — зеркало нашей жизни.

Ключевые слова: литературный юбилей, классик, Тургенев, Горький, юбилеи 2018 года.

Для цитирования:
Боева, Г. Н. Литературные юбилеи как зеркало русской жизни // Гуманитарная парадигма. 2019. № 1. С. 8–17.

Полный текст: http://humparadigma.ru/art/2019/03/01-Boeva.pdf

10.01.00 Литературоведение

Рассказ А. Т. Аверченко «Без почвы» и журнал «Скетинг-ринг»: поэтика и контекст

УДК 821.161.1 : 82-92

Автор: Николаев Дмитрий Дмитриевич

В статье поэтика рассказа А. Т. Аверченко «Без почвы» (1910) рассматривается в контексте выявленной первой публикации в журнале «Скетинг-ринг». Анализируется связь текста с традициями русской юмористической литературы и другими произведениями о скетинг-рингах, а также общим восприятием скетинг-ринга как одного из значимых социокультурных маркёров жизни России начала ХХ века.

Ключевые слова: Аверченко, поэтика, комическое, юмор, «Скетинг-ринг».

Для цитирования:
Николаев, Д. Д. Рассказ А. Т. Аверченко «Без почвы» и журнал «Скетинг-ринг»: поэтика и контекст // Гуманитарная парадигма. 2019. № 1 (8). С. 18–31.

Полный текст: http://humparadigma.ru/art/2019/03/02-Nikolaev.pdf