13.00.02 Теория и методика обуч. и воспитания

Психологические факторы управления самостоятельной работой студентов высших учебных заведений

УДК 378. 147+811.161.2

Ковтун Ирина Николаевна
Старший преподаватель
кафедры «Журналистика и славянская филология»,
Гуманитарно-педагогический институт,
Севастопольский государственный университет,
Российская Федерация, Севастополь

Статья посвящена психологическим аспектам организации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений. В ней обосновываются характеристики самостоятельной работы как вида учебной деятельности, анализируется сущность понятия «саморегуляция» как одного из важнейших психологических детерминантов самостоятельной учебной деятельности студентов. Определяется роль саморегуляции в процессе управления самостоятельной работой студентов.

Ключевые слова: самостоятельная работа, учебная деятельность, учение, саморегуляция.

Для цитирования:
Ковтун И. Н. Психологические факторы управления самостоятельной работой студентов высших учебных заведений // Гуманитарная парадигма. 2017. № 3. С. 78–82.

Полный текст статьи: http://humparadigma.ru/art/2017/12/10-Kovtun.pdf

13.00.02 Теория и методика обуч. и воспитания

Студенческая практика как ключевой фактор профессионализации студентов факультета журналистики

УДК 378.016 + 070.42

Хакимова Елена Мухамедовна
Доктор филологических наук,
профессор кафедры «Журналистика и массовые коммуникации»,
ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (НИУ)»,
Российская Федерация, Челябинск

Баштанар Ирина Михайловна
Кандидат педагогических наук,
доцент кафедры «Журналистика и массовые коммуникации»,
ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (НИУ)»,
Российская Федерация, Челябинск

Золотова Екатерина Сергеевна
Кандидат филологических наук,
доцент кафедры «Журналистика и массовые коммуникации»,
ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (НИУ)»,
Российская Федерация, Челябинск

Публикация посвящена мероприятию по итогам студенческой практики на кафедре журналистики и массовых коммуникаций ЮУрГУ в 2016–2017 учебном году. Авторы дают характеристику базы практики, резюмируют содержание представленных на конференции докладов. Особое внимание уделяется определению места практики в системе современного конвергентного медиаобразования.

Ключевые слова: медиаобразование, журналистика, реклама, связи с общественностью, студенческая практика.

Для цитирования:
Хакимова Е. М., Баштанар И. М., Золотова Е. С. Студенческая практика как ключевой фактор профессионализации студентов факультета журналистики // Гуманитарная парадигма. 2017. № 3. С. 83–88.

Полный текст статьи: http://humparadigma.ru/art/2017/12/11-Khakimova-Bashtanar-Zolotova.pdf

13.00.02 Теория и методика обуч. и воспитания

Особенность применения «неживых» текстов на занятиях по русскому языку как иностранному

УДК 37.022

Асонова Галина Анатольевна
Старший преподаватель русского языка как иностранного,
кафедра русского языка и культуры речи,
ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»,
Российская Федерация, Москва, email: asonova.galina@yandex.ru

В данной статье речь идет о специфике работы с «неживыми» текстами, направленными на формирование грамматико-лексических и коммуникативных навыков учащихся уровней А1 и Б1. Исследована методика работы с текстом. Представлены результаты коммуникативных возможностей обучающихся двух групп, полученные в результате чтения неживых текстов в ходе обучения русскому языку как иностранному.

Ключевые слова: «неживой» текст, предложение, чтение, речевое высказывание, коммуникация.

Для цитирования:
Асонова Г. А. Особенность применения «неживых» текстов на занятиях по русскому языку как иностранному // Гуманитарная парадигма. 2017. №3. С. 89–96.

Полный текст статьи: http://humparadigma.ru/art/2017/12/12-Asonova.pdf

Рецензии

Ещё одна встреча с Мастером: рецензия на книгу

Боева Г. Н. Ещё одна встреча с Мастером: рецензия на книгу

Рязанов Э. А. Встречи и беседы. Интервью, статьи, университетские тексты. – СПб.: СПбГУП, 2017. – 584 с. – (Серия «Почётные доктора Университета»).

Текст: http://humparadigma.ru/art/2017/12/13-Boeva.pdf

10.01.00 Литературоведение

Дьявольская провокация (статья первая). Христианская онтология и способы её проверки в драме Леонида Андреева «Анатэма»

УДК 821.161.1 Андреев

Людмила Нодариевна Икитян
Кандидат филологических наук,
главный редактор журнала «Гуманитарная парадигма»;
Межрегиональный институт развития территорий (г. Ялта),
Республика Крым, г. Армянск

Тип героя-провокатора широко представлен в художественном наследии прозаика и драматурга начала ХХ века Леонида Андреева. Этической «универсальностью» творчества писателя обусловлена такая его особенность, как «ревизия» бытующих в общественном сознании убеждений. Одним из репрезентативных произведений писателя с конфликтом на основе (пере)проверки христианских постулатов является драма «Анатэма». В ней автор обращается к протоситуации искушения — провокации человека инфернальным героем. В свете провокативной заданности произведения рассмотрены его жанрово-видовые, персонажные, контекстные и интертекстуальные аспекты.

Ключевые слова: Леонид Андреев, художественная провокация, герой-провокатор, христианская онтология.

Для цитирования:
Икитян Л. Н. Дьявольская провокация (статья первая). Христианская онтология и её проверка в драме Леонида Андреева «Анатэма» // Гуманитарная парадигма. 2017. № 2. С. 5–15.

Полный текст статьи: http://humparadigma.ru/art/2017/11/01-Ikityan.pdf

10.01.00 Литературоведение

«Я буду ждать тебя мучительно»: переводческая деятельность Константина Бальмонта — истоки, интерпретации и мифы

УДК 81.42

Щербак Нина Феликсовна
Кандидат филологических наук, старший преподаватель
кафедры английской филологии и лингвокультурологии,
Санкт-Петербургский государственный университет,
Российская Федерация, Санкт-Петербург;
e-mail: alpha-12@yandex.ru

Целью данной статьи является рассмотрение основных тем и мотивов, использованных поэтом Константином Бальмонтом в переводах поэзии английских и немецких представителей эпохи романтизма. Акцент сделан на автобиографических сведениях и воспоминаниях современников. В работе использованы также научные труды, в которых анализируется переводческая деятельность К. Бальмонта.

Ключевые слова: поэзия и переводы Константина Бальмонта, поэзия Серебряного века.

Для цитирования:
Щербак Н. Ф. «Я буду ждать тебя мучительно»: переводческая деятельность Константина Бальмонта — истоки, интерпретации и мифы // Гуманитарная парадигма. 2017. № 2. С. 16–20.

Полный текст статьи: http://humparadigma.ru/art/2017/11/02-Scherbak.pdf

24.00.00 Культурология

Масова видовищна культура в історичній та соціокультурній феноменології

УДК 7.091

Шведова Альона Дмитрівна
Культуролог,
викладач культурологічних дисциплін,
Україна, Київ

Мета даної статті полягає в екскурсі до історичних першооснов видовищ як соціального та культурного феномену. Автор розглядає питання філософської природи видовищності, історичних форм дозвілля людства, механізмів сценографії. Окремо детально розглянуто питання засобів створення видовищності у сучасному мистецтві.

Ключові слова: масова культура, видовище, дійство, сценографія, феноменологія культури.

Для цитирования:
Шведова А. Д. Масова видовищна культура в історичній та соціокультурній феноменології // Гуманитарная парадигма. 2017. № 2. С. 21–27.

Полный текст статьи: http://humparadigma.ru/art/2017/11/03-Shvedova.pdf

17.00.00 Искусствоведение

Становление крымскотатарского народного декоративно-прикладного искусства

УДК: 745 (=512.19)

Котляр Елена Романовна
Кандидат искусствоведения, доцент,
доцент кафедры Декоративного искусства,
ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»,
Российская Федерация, Симферополь, e-mail: allenkott@mail.ru

Эмирасанова Разие Меметовна
Студентка,
ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»,
Российская Федерация, Симферополь, e-mail: allenkott@mail.ru

В статье прослеживается история становления и развития культуры крымских татар и её репрезентация в стилистике декоративно-прикладного искусства. Охарактеризованы основные исторические периоды крымскотатарского этноса и их стилистические признаки в искусстве. Рассматривается как общая концепция развития декоративно-прикладного искусства, так и конкретные примеры в различных видах и техниках.

Ключевые слова: крымские татары, декоративно-прикладное искусство.

Для цитирования:
Котляр Е. Р., Эмирасанова Р. М. Становление крымскотатарского народного декоративно-прикладного искусства // Гуманитарная парадигма. 2017. № 2. С. 28–32.

Полный текст статьи: http://humparadigma.ru/art/2017/11/04-Kotlyar-Emirasanova.pdf

17.00.00 Искусствоведение

Творчество Александра Киреева и его роль в крымском витражном искусстве

УДК 7.036.5:747.023.7:748.5(470-321)

Кузнецова-Бондаренко Екатерина Сергеевна
Преподаватель,
ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»,
Российская Федерация, Симферополь, e-mail: katrin-bond@list.ru

Статья посвящена изучению творчества Александра Киреева — одного из самых значимых представителей витражного искусства в Крыму. Рассмотрены особенности сложных тематических поисков и технологических новаций художника. Обусловлена острая необходимость изучения витражного искусства Крыма как одного из видов монументального и декоративного искусства, которое пока не изучено в полной мере.

Ключевые слова: классический витраж, колорит, интерьер, витраж Тиффани, цветовые и композиционные акценты.

Для цитирования:
Кузнецова-Бондаренко Е. С. Творчество Александра Киреева и его роль в крымском витражном искусстве // Гуманитарная парадигма. 2017. № 2. С. 33–37.

Полный текст статьи: http://humparadigma.ru/art/2017/11/05-Kuznetsova-Bondarenko.pdf

13.00.02 Теория и методика обуч. и воспитания

Нравственное воспитание студенческой молодёжи в условиях высшей школы

УДК 37.034 : 378

Хоменко Елена Викторовна
Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры
«Журналистика и славянская филология»,
Гуманитарно-педагогический институт,
ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»,
Российская Федерация, Севастополь, e-mail: nikita1390@ya.ru

Вуйчич Елена Анатольевна
Студентка 6 курса направления подготовки «Педагогическое образование»,
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет
имени В. И. Вернадского» в г. Ялте,
Российская Федерация, Ялта, e-mail: vuichitch2015@mail.ru

В статье освещается проблема духовного становления личности, характеризуются основные методы и приёмы нравственного воспитания студенческой молодёжи в условиях вуза.

Ключевые слова: студенческая молодёжь, методы и приёмы воспитания, нравственное воспитание.

Для цитирования:
Хоменко Е. В., Вуйчич Е. А. Нравственное воспитание студенческой молодёжи в высшей школе // Гуманитарная парадигма. 2017. № 2. С. 38–44.

Полный текст статьи: http://humparadigma.ru/art/2017/11/06-Khomenko-Vujicic.pdf