10.02.00 Языкознание, 13.00.02 Теория и методика обуч. и воспитания

Родной язык в сфере среднего образования Крыма как отражение языковой картины полуострова. Статья вторая

УДК 323:81’27

Автор: Габриелян Арус Манвеловна

Языковая политика Республики Крым кроме прочего направлена на создание условий по обучению (изучению) родным языкам народов полуострова. Автор статьи определяет место родного языка в сфере среднего образования Крыма, рассматривая вопрос его роли и значения в процессе школьного изучения. В рамках проведённого исследования произведена оценка эффективности процесса обучения и изучения родных языков в школах Крыма, составлено представление о диапазоне предоставленных образовательным структурам возможностей обучения родным языкам. Объём изученных материалов позволил дать характеристику языковой ситуации в сфере образования Крыма, а также выявить обстоятельства, влияющие на формирование современной языковой политики в рамках обучения (изучения) в Крыму родных языков.

Ключевые слова: языковая политика; языковая ситуация; среднее образование; родные языки в школах Крыма; русский язык; украинский язык; крымскотатарский язык.

Для цитирования:
Габриелян, А. М. Родной язык в сфере среднего образования Крыма как отражение языковой картины полуострова. Статья вторая // Гуманитарная парадигма. 2019. № 1 (8). С. 127–140.

Полный текст: http://humparadigma.ru/art/2019/03/13-Gabriyelyan.pdf

10.01.00 Литературоведение

Визуальная поэзия — биологический вид творчества (статья вторая). «Эпическая сила» как инструмент создания образа в авангардной поэзии

УДК 82.02

Автор: Матвеева Марина Станиславовна

В данной статье автором вычленяется, называется и психологически обосновывается поэтический приём (инструмент), присущий современной авангардной поэзии — той её части, что создаётся авторами с так называемым «эпическим мышлением». Их произведения отличаются от традиционной поэтический лирики тем, что имеют сюжетную, концептуальную, философскую основу, как в явном, так и в скрытом виде (стихотворение может как иметь, так не иметь сюжета как такового, однако обладать отсылками (вплоть до полной переработки) к сюжетам и концептам мифологий разных народов, истории, мировой литературы и культуры; к информации из различных наук и сфер человеческой деятельности; аллюзии, реминисценции и т. п.). Формально же авторы подобной поэзии могут использовать метареалистическую, трансметафорическую, окказиональную, одним словом, усложнённую образность, понятную далеко не всем читателям.
В целом это составляет особую систему, инструментарий, характерный для творчества большого ряда современных поэтов, в том числе поэтов-авангардистов Крыма.

Ключевые слова: авангардная поэзия, эпичеcкое мышление, «проэзия», мифология.

Для цитирования:
Матвеева, М. С. Визуальная поэзия — биологический вид творчества (статья вторая). «Эпическая сила» как инструмент создания образа в авангардной поэзии // Гуманитарная парадигма. 2019. № 1 (8). С. 141–151.

Полный текст:  http://humparadigma.ru/art/2019/03/14-Matveyeva.pdf

 

10.01.00 Литературоведение

Роль ремарок в пьесе М. Булгакова «Иван Васильевич»

УДК 821.161.1 (Булгаков)

Автор: Вертолецкая Ление Ридвановна

В данной статье представлен анализ пьесы М. Булгакова «Иван Васильевич», проведённый с целью определения функции ремарок. На основе анализа были выделены основные виды ремарок, способствующие детализации театрального действия. Ремарки в пьесе обладают особым авторским стилем — краткие и сжатые, однако наполненные глубоким содержательным смыслом.

Ключевые слова: драматургия М. Булгакова, пьеса, театральное действие, ремарка, виды ремарок, персонаж, характеристика.

Для цитирования:
Вертолецкая, Л. Р. Роль ремарок в пьесе М. Булгакова «Иван Васильевич» // Гуманитарная парадигма. 2019. № 1(8). С. 152–159.

Полный текст: http://humparadigma.ru/art/2019/03/15-Vertoletskaia.pdf

конференция

«Филология в основе … всей человеческой культуры»

Автор: М. А. Шалина

Научно-практическая конференция «Формирование профессиональной компетентности филолога в поликультурной образовательной среде»

Полный текст: http://humparadigma.ru/art/2018/12/paper14.pdf

13.00.02 Теория и методика обуч. и воспитания

«Свобода — это возможность сказать, что дважды два — четыре»: внеклассное мероприятие для VIII класса (методическая разработка)

УДК 372.83

Авторы: Воробьёва Ольга Валерьевна, Шаматова Юлия Юрьевна

Данный материал является разработкой внеклассного мероприятия на тему: «Свобода — это возможность сказать, что дважды два — четыре», которое спроектировано в рамках методической технологии, включающей чтение отрывков из антиутопии с применением дискуссионного метода, с целью эффективного воспитания гражданственности у учащихся общеобразовательных школ.

Ключевые слова: воспитательный процесс, внеклассное мероприятие, гражданское воспитание, дискуссия.

Для цитирования:
Воробьева, О. В., Шаматова, Ю. Ю. «Свобода — это возможность сказать, что дважды два — четыре»: внеклассное мероприятие для VIII класса (методическая разработка) // Гуманитарная парадигма. 2018. № 4 (7). С. 137–146.

Полный текст: http://humparadigma.ru/art/2018/12/paper13.pdf

13.00.02 Теория и методика обуч. и воспитания

Учебно-исследовательская деятельность младших школьников как объективная необходимость

УДК 373.3

Автор: Калайджян Тамара Валентиновна

В статье рассмотрены вопросы необходимости учебно-исследовательской деятельности в процессе интеллектуального развития младшего школьника. Автором анализируются основные педагогические требования к применению в учебном процессе исследовательской задачи как основной единицы учебно-исследовательской деятельности.

Ключевые слова: школа первой ступени обучения, исследовательская деятельность, исследовательская задача, поисковая задача, проблемная задача, креативная задача.

Для цитирования:
Калайджян, Т. В. Учебно-исследовательская деятельность младших школьников как объективная необходимость // Гуманитарная парадигма. 2018. № 4 (7). С. 132–136.

Полный текст: http://humparadigma.ru/art/2018/12/paper12.pdf

07.00.07 Этнография, этнология и антропология

Ладовые и ритмические особенности крымскотатарской народной музыки

УДК 78.067.26(=512.145)

Автор: Кадырова Майя Решатовна

В статье рассматриваются ладовые и ритмические особенности крымскотатарской народной музыки, анализируется колоссальное богатство её ладово-ритмической системы. Выявлены свои специфические лады с увеличенной секундой, а также характерные интонации, вводящие в тонику. Дана характеристика разновидностям крымскотатарских народных песен и инструментальных мелодий. Особое внимание уделено ритмической стороне крымскотатарской народной музыки, рассмотрены её наиболее популярные и распространённые виды.

Ключевые слова: фольклор, крымскотатарская народная музыка, ритм, лад, метр.

Для цитирования:
Кадырова, М. Р. Ладовые и ритмические особенности крымскотатарской народной музыки // Гуманитарная парадигма. 2018. № 4 (7). С. 120–131.

Полный текст: http://humparadigma.ru/art/2018/12/paper11.pdf

07.00.02 Отечественная история

Национальные школы Таврической губернии в XIX веке и проблема внедрения в них русского языка

УДК 908:37.014.521 «18» (470.75)

Автор: Громова Наталья Фёдоровна

Статья посвящена проблеме обучения русскому языку нерусскоязычного населения Таврической губернии (уездов Крымского полуострова) в XIX веке. На основе архивных материалов и опубликованных источников проанализированы способы и методы решения этого вопроса путем внедрения русского языка в традиционные национальные школы крымских татар, немцев, евреев, караимов, греков, армян. В статье рассмотрены этапы этого процесса, конкретные шаги, предпринятые центральными и местными властями, их особые подходы к решению языковой проблемы в разных группах национальных школ. Автором отмечены достигнутые в обучении русскому языку успехи, позволившие подключить к активной социально—экономической и культурной жизни значительную часть нерусскоязычных жителей края, а также допущенные при этом просчёты и нарушения их религиозные и национальные интересы.

Ключевые слова: Таврическая губерния, национальные школы, русский язык, образовательный процесс.

Для цитирования:
Громова, Н. Ф. Национальные школы Таврической губернии в ХIХ веке и проблема внедрения в них русского языка // Гуманитарная парадигма. 2018. № 4 (7). С. 108–119.

Полный текст: http://humparadigma.ru/art/2018/12/paper10.pdf

07.00.02 Отечественная история

Процесс формирования категории крепостного крестьянства в Крыму и его положение в конце XVIII – первой половине XIX веков

УДК 9:332:21/28 (447.75) «17»

Автор: Кузьмина Людмила Леонидовна

В статье рассматривается процесс формирования категории крепостного крестьянства в Крыму в период после вхождения полуострова в состав России в конце XVIII до 1861 года. Показаны количественные изменения, произошедшие в составе крепостного крестьянства Крыма за указанный период. Кроме того, анализируется положение крепостного крестьянства, показан рост крестьянских повинностей, прежде всего барщины. В статье рассмотрены причины относительно небольшого количества крепостных крестьян в Крыму, показаны особенности их экономической и личной зависимости от помещиков. Анализируется процесс появления и распространения крепостного права в Крыму в его классической форме на последнем этапе своего существования, когда оно приобретало наиболее жёсткие формы.

Ключевые слова: помещичье землевладение, категории крестьянства, крепостное крестьянство, формы феодальной ренты, формы внеэкономического принуждения крестьянства.

Для цитирования:
Кузьмина, Л. Л. Процесс формирования категории крепостного крестьянства в Крыму и его положение в конце XVIII – первой половине XIX веков // Гуманитарная парадигма. 2018. № 4 (7). С. 99–107.

Полный текст: http://humparadigma.ru/art/2018/12/paper09.pdf

Разное

«…Делать свою литературную карьеру … сызнова»: 4-й том Полного собрания сочинений и писем Леонида Андреева

УДК 821.161.1 (Андреев)

Авторы: Икитян Людмила Нодариевна, Боева Галина Николаевна

Андреев, Л. Н. Полное собрание сочинений и писем : в 23 т. — Т. 4 : Художественные произведения 1904–1905 / Отв. ред. М. В. Козьменко, Р. Д. Дэвис; коммент.: Г. Боева, Е. Булышева, В. Быстров, В. Введенская, Р. Дэвис, Л. Иезуитова, В. Келдыш, Л. Кен, М. Козьменко, Ю. Чирва, О. Шалыгина, Л. Шишкина. — М. : Наука, 2017. — 764 с.

Для цитирования:
Икитян, Л. Н., Боева, Г. Н. «…делать свою литературную карьеру … сызнова»: 4-й том Полного собрания сочинений и писем Леонида Андреева // Гуманитарная парадигма. 2018. № 4 (7). С. 91–98.

Полный текст: http://humparadigma.ru/art/2018/12/paper08.pdf