10.01.00 Литературоведение

История предхудожественного бытования образа Навуходоносора (по материалам писем Л. Н. Андреева)

УДК 821.161.1.09

Автор: Икитян Людмила Нодариевна

На материале ряда писем Андреева реконструированы составляющие художественного образа Навуходоносора, героя неоконченного рассказа Л. Андреева «Из глубины веков» (1904). Выявлены формы их предхудожественного психо-ментального бытования, проанализированы в перспективе дальнейшего их творческого преобразования в образ свободного царя и особую цель его временного безумия-провокации.

Ключевые слова: Леонид Андреев, эго-документ, «Из глубины веков», образ царя Навуходоносора, временное безумие, рок, провокация.

Для цитирования:
Икитян, Л. Н. История предхудожественного бытования образа Навуходоносора (по материалам писем Л. Н. Андреева) // Гуманитарная парадигма. 2019. № 3 (10). С. 66–89.

Полный текст: http://humparadigma.ru/art/2020/03/07-Ikityan.pdf

09.00.00 Философские науки

«Правила добра»: экзистенциальная аксиология Леонида Андреева

УДК 1(091)

Автор: Демидова Серафима Александровна

В статье рассматриваются особенности экзистенциальной аксиологии Леонида Андреева, в которой выражены основные философские проблемы эпохи «переоценки ценностей». Ценность в её экзистенциальном аспекте выступает у Андреева в качестве смыслообразующего основания человеческого бытия. В то же время в художественном мышлении Андреева производится ревизия традиционных аксиологических систем координат, в результате чего устойчивое противопоставление добра и зла теряет характер субстанционального противоречия. Исследование «парадоксально-диалектического восприятия» категорий добра и зла в художественном дискурсе Андреева позволяет выявить аксиологические модусы антиномической антропологии писателя, базовым из которых является свободный акт любви, способной преодолеть ограниченность рационалистического миропонимания.

Ключевые слова: Леонид Андреев, экзистенциализм, аксиология, экзистенциальная аксиология, абсурд, добро и зло, любовь, ценности, русская литература, русская философия.

Для цитирования:
Демидова, С. А. «Правила добра»: экзистенциальная аксиология Леонида Андреева // Гуманитарная парадигма. 2019. № 3 (10). С. 90–100.

Полный текст: http://humparadigma.ru/art/2020/03/08-Demidova.pdf

17.00.00 Искусствоведение

Леонид Андреев на картине Д. Д. Жилинского «Весна Художественного театра» (1988 г.)

УДК 7.041.2: 351.852.1

Автор: Романов Николай Юрьевич

В статье рассматривается фигура Леонида Андреева на картине Д. Жилинского «Весна Художественного театра», принцип изображения которого, по мнению автора, специфичен. Кратко проанализированы особенности творческой манеры художника, нашедшие отражение в анализируемом многофигурном панно. Обозначены основные аспекты живописного образа Андреева: портрет, расположение фигуры в общей композиции, жест.

Ключевые слова: Леонид Андреев, художник Д. Д. Жилинский, картина «Весна Художественного театра», многофигурная картина, психологический жест, композиция.

Для цитирования:
Романов, Н. Ю. Леонид Андреев на картине Д. Д. Жилинского «Весна художественного театра» (1988 г.) // Гуманитарная парадигма. 2019. № 3 (10). С. 101–108.

Полный текст: http://humparadigma.ru/art/2020/03/09-Romanov.pdf

Разное

Два дома — две жизни: обновлённая экспозиция Дома-музея Леонида Андреева

УДК 069.532

Авторы: Икитян Людмила Нодариевна, Полушина Татьяна Викторовна

В статье представлено новое концептуально-экспозиционное решение обновлённого Дома-музея Леонида Андреева в Орле. Его отличает появление экспозиции, рассказывающей о «финском» периоде жизни писателя. Рассмотрены и описаны новые интерьеры двух музейных залов, в которых организована выставка не так давно пополнивших коллекцию музея аутентичных предметов из дома Андреева в Финляндии. В новом подходе своеобразие орловского дома Андреевых органично совмещено с идеей дома писателя на Чёрной речке в рамках концепции «Два дома — две жизни». Новая концепция музея позволила собрать воедино всю андреевскую коллекцию: подлинные предметы интерьера и обстановки «виллы Аванс» обрели своё место в подлинном доме писателя в Орле.

Ключевые слова: Леонид Андреев, дом-музей Леонида Андреева в Орле, дом на Чёрной речке, Финляндия (Ваммельсуу), экспозиция.

Для цитирования:
Икитян, Л. Н., Полушина, Т. В. Два дома — две жизни: обновлённая экспозиция Дома-музея Леонида Андреева // Гуманитарная парадигма. 2019. № 3 (10). С. 109–126.

Полный текст: http://humparadigma.ru/art/2020/03/10-Ikityan_Polushina.pdf

10.01.00 Литературоведение

Изучение произведений Леонида Андреева в современной школе

УДК 372.882

Автор: Исаева Елена Валерьевна

В статье предлагаются пути изучения произведений Леонида Андреева в современной школе, описываются приёмы работы с рассказами «Баргамот и Гараська», «Ангелочек», «Петька на даче».

Ключевые слова: Леонид Андреев, анализ, сопоставление, методический приём.

Для цитирования:
Исаева, Е. В. Изучение произведений Леонида Андреева в современной школе // Гуманитарная парадигма. 2019. № 3 (10). С. 127–135.

Полный текст: http://humparadigma.ru/art/2020/03/11-Isaeva.pdf

10.01.00 Литературоведение

Корней Чуковский – Саша Чёрный – Аркадий Аверченко: к истории конфликта

УДК 82 – 95

Автор: Миленко Виктория Дмитриевна

В статье воссоздаются эпизоды критической полемики К. И. Чуковского с сатириконцами Сашей Чёрным и Аркадием Аверченко в 1909–1911 годах. Впервые конфликт рассматривается не только в личной, но и в политической и профессиональной (в том числе коммерческой) плоскостях. В журнале впервые публикуются и комментируются письма Аверченко к Чуковскому 1910 г.

Ключевые слова: «Сатирикон», «Речь», «Литературные стружки», сатириконцы, сатира, сатирический журнал, критический обзор, фельетон, литературный скандал, политический заказ.

Для цитирования:
Миленко, В. Д. Корней Чуковский – Саша Чёрный – Аркадий Аверченко: к истории конфликта // Гуманитарная парадигма. 2019. № 2 (9). С. 5–21.

Полный текст: http://humparadigma.ru/art/2019/07/01-Milenko.pdf

10.01.00 Литературоведение

Письма А. Т. Аверченко К. И. Чуковскому (Публикация и примечания В. Д. Миленко)

Письма публикуются по автографам, представленным в личном фонде № 620 «К. И. Чуковский» Отдела рукописей Российской государственной библиотеки (Ф. 620. Карт. 60. Ед. хр. 6. Л. 3, 5, 6).
В угловых скобках приводятся конъектуры публикатора. Авторские подчёркивания, а также особенности написания и пунктуации сохранены.
В квадратных скобках оформлены ссылки на примечания.
Благодарим за предоставленные материалы Елену Цезаревну Чуковскую и Юлию Борисовну Сычёву.

Для цитирования:
Аверченко, А. Т. Письма А. Т. Аверченко К. И. Чуковскому / Публикация и примечания В. Д. Миленко // Гуманитарная парадигма. 2019. № 2 (9). С. 22–26.

Полный текст: http://humparadigma.ru/art/2019/07/02-Milenko.pdf

10.01.00 Литературоведение

Искусство Чехова и Вагнера. Путь к правде в системе сходств и различий

УДК 7.067

Автор: Кожин Владислав Владимирович

Автором статьи предпринята попытка анализа творческого подхода двух оригинальнейших драматических художников XIX века, имеющих общемировое значение: Антона Павловича Чехова (1860–1904) и Рихарда Вагнера (1813–1883) — в аспекте поиска ими средств выражения авторского замысла, направленного на воспитание в человеке лучших качеств. Процесс реализации художнических идей и средств их сценического воплощения исследован в системе сходств и различий. Особое внимание уделено общности художественного языка Чехова и Вагнера. Немногие отечественные и зарубежные учёные обращались к сопоставлению творчества Вагнера и Чехова, однако и они ограничивались лишь анализом внешней художественной формы, избранной драматургами, без попытки проникнуть в предпосылки и цели их искусства. Данная тема является малоизученной, но в свете возрастающего в современном обществе интереса к искусству Чехова и Вагнера, настоящее исследование позволит определить новые факты и открыть дополнительную перспективу для дальнейшей работы.

Ключевые слова: история искусства, синтез искусств, драматургия, театральное искусство, реализм, А. П. Чехов, Рихард Вагнер.

Для цитирования:
Кожин, В. В. Искусство Чехова и Вагнера. Путь к правде в системе сходств и различий // Гуманитарная парадигма. 2019. № 2 (9). С. 27–35.

Полный текст: http://humparadigma.ru/art/2019/07/03-Kozhin.pdf

10.01.00 Литературоведение, Разное

Темпоральный аспект идиостиля К. Г. Паустовского в формировании концепта «Севастополь»

УДК81-13:82.0

Автор: Руденко Жанетта Анатольевна

Статья посвящена исследованию темпоральной лексики в формировании концепта «Севастополь» в повести К. Г. Паустовского «Чёрное море» как города революции, духовного центра, идеального города. Определяется особая роль авторских метафор и слов-названий социальных формаций.

Ключевые слова: Севастополь, хронотоп, время, картина мира, темпоральная лексика.

Для цитирования:
Руденко, Ж. А. Темпоральный аспект идиостиля К. Г. Паустовского в формировании концепта «Севастополь» // Гуманитарная парадигма. 2019. № 2 (9). С. 36–44.

Полный текст: http://humparadigma.ru/art/2019/07/04-Rudenko.pdf