17.00.00 Искусствоведение

Становление крымскотатарского народного декоративно-прикладного искусства

УДК: 745 (=512.19)

Котляр Елена Романовна
Кандидат искусствоведения, доцент,
доцент кафедры Декоративного искусства,
ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»,
Российская Федерация, Симферополь, e-mail: allenkott@mail.ru

Эмирасанова Разие Меметовна
Студентка,
ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»,
Российская Федерация, Симферополь, e-mail: allenkott@mail.ru

В статье прослеживается история становления и развития культуры крымских татар и её репрезентация в стилистике декоративно-прикладного искусства. Охарактеризованы основные исторические периоды крымскотатарского этноса и их стилистические признаки в искусстве. Рассматривается как общая концепция развития декоративно-прикладного искусства, так и конкретные примеры в различных видах и техниках.

Ключевые слова: крымские татары, декоративно-прикладное искусство.

Для цитирования:
Котляр Е. Р., Эмирасанова Р. М. Становление крымскотатарского народного декоративно-прикладного искусства // Гуманитарная парадигма. 2017. № 2. С. 28–32.

Полный текст статьи: http://humparadigma.ru/art/2017/11/04-Kotlyar-Emirasanova.pdf

17.00.00 Искусствоведение

Творчество Александра Киреева и его роль в крымском витражном искусстве

УДК 7.036.5:747.023.7:748.5(470-321)

Кузнецова-Бондаренко Екатерина Сергеевна
Преподаватель,
ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»,
Российская Федерация, Симферополь, e-mail: katrin-bond@list.ru

Статья посвящена изучению творчества Александра Киреева — одного из самых значимых представителей витражного искусства в Крыму. Рассмотрены особенности сложных тематических поисков и технологических новаций художника. Обусловлена острая необходимость изучения витражного искусства Крыма как одного из видов монументального и декоративного искусства, которое пока не изучено в полной мере.

Ключевые слова: классический витраж, колорит, интерьер, витраж Тиффани, цветовые и композиционные акценты.

Для цитирования:
Кузнецова-Бондаренко Е. С. Творчество Александра Киреева и его роль в крымском витражном искусстве // Гуманитарная парадигма. 2017. № 2. С. 33–37.

Полный текст статьи: http://humparadigma.ru/art/2017/11/05-Kuznetsova-Bondarenko.pdf

13.00.02 Теория и методика обуч. и воспитания

Нравственное воспитание студенческой молодёжи в условиях высшей школы

УДК 37.034 : 378

Хоменко Елена Викторовна
Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры
«Журналистика и славянская филология»,
Гуманитарно-педагогический институт,
ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»,
Российская Федерация, Севастополь, e-mail: nikita1390@ya.ru

Вуйчич Елена Анатольевна
Студентка 6 курса направления подготовки «Педагогическое образование»,
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет
имени В. И. Вернадского» в г. Ялте,
Российская Федерация, Ялта, e-mail: vuichitch2015@mail.ru

В статье освещается проблема духовного становления личности, характеризуются основные методы и приёмы нравственного воспитания студенческой молодёжи в условиях вуза.

Ключевые слова: студенческая молодёжь, методы и приёмы воспитания, нравственное воспитание.

Для цитирования:
Хоменко Е. В., Вуйчич Е. А. Нравственное воспитание студенческой молодёжи в высшей школе // Гуманитарная парадигма. 2017. № 2. С. 38–44.

Полный текст статьи: http://humparadigma.ru/art/2017/11/06-Khomenko-Vujicic.pdf

13.00.02 Теория и методика обуч. и воспитания

Развитие корпусной лингвистики: инновации в процессе обучения английскому языку

УДК 371.3

Щербак Нина Феликсовна
Кандидат филологических наук, магистр в области преподавания
иностранного языка (Ланкастерский университет, Великобритания),
Санкт-Петербургский государственный университет,
Российская Федерация, Санкт-Петербург, e-mail: alpha-12@yandex.ru

Исследование посвящено развитию последних методов преподавания иностранного (в частности, английского) языка, включающих, так называемый, «лексический метод преподавания» (lexical approach) и «метод выполнения проектов и заданий» (task-based method), развитию которых предшествовали инновации в области корпусной лингвистики. В статье также рассмотрены основные тенденции развития исследований, связанных с анализом дискурса и дискурсивных практик.

Ключевые слова: лексический метод преподавания, метод выполнения проектов и заданий, корпусная лингвистика, дискурсивные практики.

Для цитирования:
Щербак Н. Ф. Развитие корпусной лингвистики: инновации в процессе обучения английскому языку // Гуманитарная парадигма. 2017. № 2. С. 45–51.

Полный текст статьи: http://humparadigma.ru/art/2017/11/07-Scherbak.pdf

13.00.02 Теория и методика обуч. и воспитания

Преподавание литературы старшеклассникам: к вопросу недавнего прошлого школ Крыма и настоящего

УДК 371.1

Икитян Людмила Нодариевна
Кандидат филологических наук,
главный редактор журнала «Гуманитарная парадигма»;
Межрегиональный институт развития территорий (г. Ялта),
Российская Федерация, г. Армянск

Звилинская Лидия Анатольевна
Филолог, преподаватель
русского языка и литературы,
Российская Федерация, г. Симферополь

Авторами статьи затронуты некоторые вопросы преподавания литературы в старших классах основной школы. Дан экскурс в проблемы изучения произведений большого объёма в условиях ограниченного времени. В качестве одного из путей решения такого рода проблем на современном этапе видится возможность вариативного отбора произведений и авторов в момент составления рабочих программ.

Ключевые слова: литература как учебный предмет, преподавание литературы, основное общее образование, профильное обучение.

Для цитирования:
Икитян Л. Н., Звилинская Л. А. Преподавание литературы старшеклассникам: к вопросу недавнего прошлого школ Крыма и настоящего // Гуманитарная парадигма. 2017. № 2. С. 52–57.

Полный текст статьи: http://humparadigma.ru/art/2017/11/08-Ikityan-Zvilinska.pdf

13.00.02 Теория и методика обуч. и воспитания

Проблема литературоведческих методологий в аспекте формирования профессиональных компетенций будущих филологов

УДК 82.0

Шалина Марина Александровна
Кандидат филологических наук,
доцент кафедры филологических дисциплин и методик их преподавания,
Евпаторийский институт социальных наук (филиал),
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского»;
Российская Федерация, Евпатория, e-mail: marie_ka@mail.ru

В статье рассматривается вопрос выбора методологической стратегии литературоведческих исследований как важнейший фактор формирования профессиональной компетенции будущих филологов. Раскрывается сущность комплексного метода, анализируется специфика системного подхода в литературоведении, его базовые принципы и преимущества.

Ключевые слова: профессиональная компетенция филолога, литературоведение, методология, комплексный подход, системный подход, система «литература».

Для цитирования:
Шалина М. А. Проблема литературоведческих методологий в аспекте формирования профессиональных компетенций будущих филологов // Гуманитарная парадигма. 2017. № 2. С. 58–63.

Полный текст статьи: http://humparadigma.ru/art/2017/11/09-Shalina.pdf

Рецензии

О «Тонкой Гране» Галины Щекиной: рецензия на книгу Щекиной Г. А. Тонкая Граня : повесть о послевоенной любви

Автор: Красильников Роман Леонидович
доктор филологических наук, профессор, Вологодский государственный университет (Вологда)

Полный текст: http://humparadigma.ru/art/2017/11/11-Krasilnikov.pdf

Рецензии

Литературная репутация модерного Леонида: рецензия на книгу Боевой Г.Н. Творчество Леонида Андреева и эпоха модерна : монография

Автор: Икитян Людмила Нодариевна
Кандидат филологических наук, главный редактор журнала «Гуманитарная парадигма», Межрегиональный институт развития территорий (Ялта), Российская Федерация, Армянск

Полный текст: http://humparadigma.ru/art/2017/11/10-Ikityan.pdf

Разное

Слово редактора

Номер, который перед вами, — начало нового проекта — научно-аналитического, практико-методологического, литературно-творческого журнала «Гуманитарная парадигма». Несколько удивляет разноаспектность направлений? И это неслучайно, так как гуманитаристика — направление сложное, всеохватное и как никогда ранее актуальное.
Научная аналитика — основная составляющая нашего издания. Однако прикладной компонент, то есть информация о новых практических решениях и практикоориентированных разработках, обмене методичесим, организационным, культурно-просветительским опытом — также в поле нашего внимания. Как и то, без чего представление о человеке не может считаться полным, а именно его творчества, зрелого или пробного: прозы и поэзии, литературной и общественно-социальной критики, публицистических заметок, философских размышлений, обзоров и анонсов — всего и не перечислить. Таким образом, наш журнал созидаем как площадка для интеллектуально-действенной и креативно-творческой коммуникации самых разных людей. От этого, на наш взгляд, выиграют все.
Гуманитарная направленность нашего журнала не всеобща, приоритет за филологическими, культурологическими, искусствоведческими, историко-философскими исследованиями. Не менее интересное для нас направление — педагогическое, из которого ценнейшее — методика преподавания гуманитарных дисциплин в образовательных учреждениях разного уровня.
Круг авторов предельно широкий как относительно их причастности к научному сообществу, так и сферы деятельности. Рады стать площадкой для представителей академических кругов — и титулованных исследователей, и начинающих (аспирантов, молодых учёных), а также тех, кто в статусе обучающегося за ученической или студенческой скамьёй торит свой путь в святая святых науки. Открыты мы и для деятелей творческой, просветительской, культурно-досуговой, общественно-публичной сфер.
Журнал «Гуманитарная парадигма» имеет сетевой статус (интернет-издание) — для нового издания это достаточный формат.
Приглашаем к сотрудничеству учёных-гуманитариев, практикующих специалистов и творческую интеллигенцию. Надеемся, наше издание достойно впишется в контекст научно-методической и художественно-творческой периодики.

С глубоким уважением
главный редактор

Людмила Икитян

10.01.00 Литературоведение

Игра — эксперимент — провокация: способы создания художественного конструкта

УДК 82-1/29

Икитян Людмила Нодариевна
Кандидат филологических наук,
главный редактор журнала «Гуманитарная парадигма»,
Межрегиональный институт развития территорий (Ялта),
Российская Федерация, Армянск

В статье рассматривается проблема новационного постижения мировой литературы. Особенностью предпринятого подхода является ориентация на вопросы конструирования текста и соответствующего его функционирования в рамках взаимодействия автора и читателя. Эта проблема рассматривается в свете концепции «целое больше, чем сумма его частей». Текстовое пространство анализируется с позиций надуровня авторской мысли, где существенным предстают игра, эксперимент, провокация, не рассматриваемые современной науке в одном феноменологическом ряду. Автор трактует их как конструкты — концептуально нагруженные схемы изображения реальности в перспективе. Подвергаются анализу смежные понятия «апробативные стратегии», «искусственный залог творчества», «авторская модальность». Особое внимание уделено обоснованию понятия «герой-áктор».

Ключевые слова: текстовое пространство, игровое начало, художественный эксперимент, художественная провокация, конструкт, искусственный залог творчества, модальность, герой-áктор.

Для цитирования: Икитян Л. Н. Игра — эксперимент — провокация: способы создания художественного конструкта // Гуманитарная парадигма. 2017. № 1. С. 6–22.

Полный текст статьи: http://humparadigma.ru/art/2017/09/02-Ikityan.pdf