10.01.00 Литературоведение

Пространственный образ деревни и лексические средства его создания в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо»

УДК 81’37:81-116.3

Автор: Моря Лилия Анатольевна

Статья посвящена исследованию художественного пространства в романе «Дворянское гнездо» И. С. Тургенева. Выделяются и анализируются лексико-семантические средства, служащие для вербализации и текстовой организации такого фрагмента модели художественного пространства, как топос деревни, один из важнейших в исследуемом произведении.

Ключевые слова: художественное пространство, топос, локус, лексема, лексическая группа, лексическое значение, коннотация.

Для цитирования:
Моря, Л. А. Пространственный образ деревни и лексические средства его создания в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» // Гуманитарная парадигма. 2018. № 4 (7). С. 38—47.

Полный текст: http://humparadigma.ru/art/2018/12/paper04.pdf

Разное

Об инструментах продвижения организации в интернете (на примере НКО «Гринпис России»)

УДК 004.738.5 + 070.312

Автор: Хакимова Елена Мухамедовна

Публикация посвящена проблеме онлайн-продвижения компаний в русскоязычном Интернете. В ходе исследования установлено, что для решения указанной задачи НКО «Гринпис Россия» использует ряд инструментов современного интернет-маркетинга, среди которых важную роль играет Search Engine Optimization (SEO). В статье рассмотрены результаты его применения при продвижении сайта организации в поисковых сетях Yandex, Google, Mail.ru, Rambler и Bing.

Ключевые слова: интернет-продвижение, инструменты интернет-маркетинга, поисковые системы, корпоративный сайт, SEO.

Для цитирования:
Хакимова, Е. М. Об инструментах продвижения организации в интернете (на примере НКО «Гринпис России») // Гуманитарная парадигма. 2018. № 4 (7). С. 33–37.

Полный текст:  http://humparadigma.ru/art/2018/12/paper03.pdf

Разное

Родной язык в сфере среднего образования Крыма как отражение языковой картины полуострова

УДК 323:81

Автор: Габриелян Арус Манвеловна

Целью статьи является изучение языковой ситуации в сфере образования Республики Крым, а также выявление обстоятельств, влияющих на формирование современной системы образования в рамках обучения (изучения) родных языков в Крыму. В рамках проекта Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) автором статьи весной 2018 года проведено полевое исследование, включающее в себя глубинное интервьюирование администрации и сотрудников общеобразовательных школ г. Симферополя; сравнительный анализ нормативно-правовых документов Республики Крым и локальных актов учебных заведений по вопросам изучения, преподавания языков и обучения им в общеобразовательных заведениях полуострова. Автор рассматривает вопросы значения, роли и места родного языка (в основном украинского и крымскотатарского) в языковой политике в сфере среднего образования Крыма.

Ключевые слова: языковая политика; языковая ситуация; среднее образование; родные языки в школах Крыма; русский язык; украинский язык; крымскотатарский язык.

Для цитирования:
Габриелян, А. М. Родной язык в сфере среднего образования Крыма как отражение языковой картины полуострова // Гуманитарная парадигма. 2018. № 4 (7). С. 15–32.

Полный текст: http://humparadigma.ru/art/2018/12/paper02.pdf

10.02.00 Языкознание

Курьёзы в ономастике, или Офицеры-подводники на службе её величества топонимики

УДК 81`373.217

Автор: Руденко Жанетта Анатольевна

Статья посвящена исследованию уникального в истории Севастополя топонима Голландия и эргонимов Морской кадетский корпус, Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище. Прослеживается роль этих онимов в формировании историко-культурного облика города Севастополя и географических названий Мурманской области.

Ключевые слова: Севастополь, Голландия, Морской кадетский корпус, Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище, Кольский полуостров, Ура-губа, офицеры-подводники.

Для цитирования:
Руденко, Ж. А. Курьёзы в ономастике, или Офицеры-подводники на службе её величества топонимики // Гуманитарная парадигма. 2018. № 4 (7). С. 7–14.

Полный текст:  http://humparadigma.ru/art/2018/12/paper01.pdf

13.00.02 Теория и методика обуч. и воспитания

Романсы Рейнгольда Глиэра как часть учебного репертуара студентов-вокалистов

УДК 378.147:784

Автор: Лунякина Виктория Александровна

Статья посвящена рассмотрению специфики включения романсов Р. Глиэра в репертуар студентов-вокалистов. На примере четырёх произведений разной жанровой специфики делается вывод о возможности проходить романсы композитора со студентами разных уровней подготовки и типов голосов. Приведены методические рекомендации по преодолению типичных трудностей, возникающих в работе над указанными сочинениями и намечены основные вехи построения их исполнительской интерпретации. Указано, развитию каких навыков способствует работа над теми или иными романсами композитора.

Ключевые слова: Рейнгольд Глиэр, романс, песня, жанр, вокальная педагогика, исполнительские трудности, интерпретация, ориентализм, лиричность, миниатюра.

Для цитирования:
Лунякина, В. А. Романсы Рейнгольда Глиэра как часть учебного репертуара студентов-вокалистов // Гуманитарная парадигма. 2018. № 3 (6). С. 21–29.

Полный текст: http://humparadigma.ru/art/2018/09/paper3.pdf

13.00.02 Теория и методика обуч. и воспитания

Совместная работа учителя и педагога-библиотекаря по формированию общекультурной компетенции обучающихся

УДК 371.314

Автор: Керимова Лилия Рефатовна

В современной системе образования осуществляется формирование личностных компетенций обучающихся. Приоритет в развитии таких компетенций, как общекультурные, принадлежит воспитательному сегменту образовательного процесса, где помимо работы учителей значима деятельность библиотек. Расширением содержания деятельности и функций современных информационно-библиотечных центров обусловлено введение новой должности — педагога-библиотекаря. Одним из направлений его работы является тесное взаимодействие с учителями-предметниками в реализации учебно-воспитательных стратегий. Успех выполнения всех образовательных задач по-прежнему гарантирует приобщение школьников к чтению как основному виду их познавательной деятельности и досуга. В связи с этим в статье рассмотрены этапы и методы формирования читательской культуры обучающихся в условиях современного развития образования в России и на основе кооперации деятельности педагогического коллектива и педагога-библиотекаря.

Ключевые слова: школьная педагогика, педагог-библиотекарь, федеральный образовательный стандарт, ФГОС, общекультурные компетенции обучающихся, детское чтение, культура чтения.

Для цитирования:
Керимова, Л. Р. Совместная работа учителя и педагога-библиотекаря по формированию общекультурной компетенции обучающихся // Гуманитарная парадигма. 2018. № 3 (6). С. 30–41.

Полный текст: http://humparadigma.ru/art/2018/09/paper4.pdf

19.00.07 Педагогическая психология

Социально-психологические риски личностного самоопределения сельских школьников

УДК 37.047

Автор: Бадашкеев Михаил Валерьевич

В данной работе констатировано многообразие теоретических позиций относительно проблемы рисков в образовательном пространстве школы. Внимание автора сосредоточено на социально-психологических рисках и попытке проанализировать их влияние на эффективность процесса личностного самоопределения сельских школьников. Рассмотрены также возможные «риски», связанные с проектированием образовательной сферы современного села. Успех процесса минимизации рисков автор связывает с разработкой и внедрением технологий сопровождения, в частности школы родительского сопровождения.

Ключевые слова: сельский школьник, образовательная среда, социально-психологические риски, личностное самоопределение, минимизация рисков, родительское сопровождение.

Для цитирования:
Бадашкеев, М. В. Социально-психологические риски личностного самоопределения сельских школьников // Гуманитарная парадигма. 2018. № 3 (6). С. 42–47.

Полный текст: http://humparadigma.ru/art/2018/09/paper5.pdf

07.00.02 Отечественная история, 22.00.06 Социология культуры

Сельские школы Таврической губернии в дореформенный период

УДК 908:37.018.523 “18” (470.75)

Автор: Громова Наталья Фёдоровна

В статье представлена характеристика периода формирования в Таврической губернии сельских школ, рассмотрены особенности и отличительные черты процесса создания первых учебных заведений в селах Крыма и Северной Таврии. На основе архивных материалов и посредством аналитико-синтетического (выявление, систематизация и обобщение фактов), сравнительно-исторического и статистического методов показан начальный этап истории сельских школ Таврической губернии в дореформенный период (до 1864 г.). В данном исследовании освещена роль Министерства государственных имуществ Российской империи в создании первых сельских школ в Крыму и Северной Таврии, рассмотрена специфика школ для разных групп сельского населения, проанализированы особенности организации в них учебной и воспитательной работы. В статье нашли отражение статистические данные о динамике развития сельских школ, их количестве, численности учащихся и учителей.

Ключевые слова: сельские школы, государственные крестьяне, Министерство государственных имуществ, учебный и воспитательный процесс.

Для цитирования:
Громова, Н. Ф. Сельские школы Таврической губернии в дореформенный период // Гуманитарная парадигма. 2018. № 3 (6). С. 48–62.

Полный текст: http://humparadigma.ru/art/2018/09/paper6.pdf

22.00.06 Социология культуры

О соотношении понятий «организационная культура» и «корпоративная культура»

УДК 008

Автор: Сметанина Мария Дмитриевна

В статье представлены точки зрения исследователей о сопоставимости понятий «организационная культура» и «корпоративная культура» и выявлены общие сущностные признаки рассматриваемых понятий.

Ключевые слова: организационная культура, корпоративная культура, отношения между понятиями, существенные признаки.

Для цитирования:
Сметанина, М. Д. О соотношении понятий «организационная культура» и «корпоративная культура» // Гуманитарная парадигма. 2018. № 3 (6). С. 63–69.

Полный текст: http://humparadigma.ru/art/2018/09/paper7.pdf

10.01.00 Литературоведение

Концептуализация историко-природных объектов в произведениях К. Г. Паустовского о Севастополе

Автор: Руденко Жанетта Анатольевна

Статья посвящена исследованию роли топонимов и урбанонимов как географических, историко-природных объектов отражения героического прошлого в произведениях К. Г. Паустовского о Севастополе. Автор статьи стремится выявить старинные и ценные географические названия в произведениях писателя, сочетающие в себе элементы истории, политики и художественного изображения; определить их роль в приобщении молодежи Крыма и Севастополя к культурно-историческим ценностям и в воспитании любви к родному краю.

Ключевые слова: географические названия, топоним, урбаноним, Севастополь, К. Г. Паустовский.

Для цитирования:
Руденко, Ж. А. Концептуализация историко-природных объектов в произведениях К. Г. Паустовского о Севастополе // Гуманитарная парадигма. 2018. № 3 (6). С. 70–76.

Полный текст: http://humparadigma.ru/art/2018/09/paper8.pdf