07.00.02 Отечественная история

Сельские школы Таврической губернии на начальном этапе образовательной реформы 60-х годов XIX века

УДК 908:37.018.523 “18” (477.75)

Автор: Громова Наталья Фёдоровна

В статье освещена история создания сельских школ в ходе реализации в Таврической губернии «Положений о начальных народных училищах 1864 года. На основе систематизации и обобщения исторических фактов, зафиксированных в архивных материалах и опубликованных законодательных документах, автором проанализирован важный этап в истории сельских школ Таврической губернии, связанный с началом претворения в жизнь «Положений». На конкретных примерах рассмотрено участие в этом процессе управленческих и контролирующих структур, органов местного самоуправления, сельских обществ; выявлены особенности организации учебной работы сельских учебных заведений во второй половине 60-х и в 70-е годы XIX века. Показана роль уездных училищных советов, сельских обществ, инспекторов народных училищ в расширении сети сельских школ в уездах Крыма и Северной Таврии; рассмотрено влияние на этот процесс социально-экономических факторов, в том числе фактора, связанного с усилением в 60-е годы переселенческого движения в Таврическую губернию; показаны недостатки и негативные стороны организации в сельских школах учебного процесса и попытки их устранения. В статье нашли отражение статистические данные о динамике и тенденциях развития сельских школ Таврической губернии, их количестве, численности учащихся и учителей.
Опыт создания сельских школ, накопленный в Таврической губернии за полтора десятка пореформенных лет, дал возможность развернуть в последней четверти XIX века масштабную работу в этом направлении на более высоком уровне и более быстрыми темпами.

Ключевые слова: уездные училищные советы, начальные народные школы, инспекторы училищ, учебный процесс.

Для цитирования:
Громова, Н. Ф. Сельские школы Таврической губернии на начальном этапе образовательной реформы 60-х годов XIX века // Гуманитарная парадигма. 2019. № 1 (8). С. 94–107.

Автор: http://humparadigma.ru/art/2019/03/10-Gromova.pdf

07.00.02 Отечественная история

Сельскохозяйственная специализация районов Крыма в конце XVIII — первой половины XIX века: проблема обеспечения рабочей силой

УДК 9:332:21/28 (447.75) «17»

Автор: Кузьмина Людмила Леонидовна

В статье рассматриваются факторы, которые способствовали хозяйственному освоению территории Крыма после его вхождения в состав России. В частности, это заселение территории полуострова, формирование состава рабочей силы в сельском хозяйстве, а также особенности сельскохозяйственной специализации районов Крыма. Анализируется также процесс формирования состава государственных и крепостных крестьян, процесс миграции в Крым иностранных колонистов, а также влияние этих факторов на развитие сельскохозяйственного производства на полуострове в рассматриваемый период. Внимание уделено рассмотрению и влиянию на сельскохозяйственную специализацию районов Крыма природно-географических, а также экономических факторов. Проанализирована специфика сельскохозяйственного производства в различных районах Крыма, в частности, степных, предгорных, южнобережных землях в конце XVIII – первой половине XIX века. Сделаны выводы о том, что специализация сельскохозяйственных районов Крыма способствовала развитию товарно-денежных отношений в рассматриваемый период.

Ключевые слова: специализация сельскохозяйственных районов Крыма, состав государственных и крепостных крестьян, иностранные колонисты; развитие животноводства, садоводства, полеводства, виноградарства.

Для цитирования:
Кузьмина, Л. Л. Сельскохозяйственная специализация районов Крыма в конце XVIII — первой половины XIX века: проблема обеспечения рабочей силой // Гуманитарная парадигма. 2019. № 1 (8). С. 108–119.

Полный текст: http://humparadigma.ru/art/2019/03/11-Kuzmina.pdf

10.02.00 Языкознание

Национальное коммуникативное поведение: особенности русской культуры общения

УДК 808.5

Автор: Морозова Татьяна Викторовна

В статье охарактеризованы основные особенности русского коммуникативного поведения. Автором анализируется связь норм русского коммуникативного поведения с лингвокультурной общностью, которая отражает общепринятые правила поведения и коммуникативно грамотного общения.

Ключевые слова: коммуникация, коммуникативное поведение, национальное коммуникативное поведение, коммуникативная культура, общение, личность.

Для цитирования:
Морозова, Т. В. Национальное коммуникативное поведение: особенности русской культуры общения // Гуманитарная парадигма. 2019. № 1 (9). С. 120–126.

Полный текст: http://humparadigma.ru/art/2019/03/12-Morozova.pdf

10.02.00 Языкознание, 13.00.02 Теория и методика обуч. и воспитания

Родной язык в сфере среднего образования Крыма как отражение языковой картины полуострова. Статья вторая

УДК 323:81’27

Автор: Габриелян Арус Манвеловна

Языковая политика Республики Крым кроме прочего направлена на создание условий по обучению (изучению) родным языкам народов полуострова. Автор статьи определяет место родного языка в сфере среднего образования Крыма, рассматривая вопрос его роли и значения в процессе школьного изучения. В рамках проведённого исследования произведена оценка эффективности процесса обучения и изучения родных языков в школах Крыма, составлено представление о диапазоне предоставленных образовательным структурам возможностей обучения родным языкам. Объём изученных материалов позволил дать характеристику языковой ситуации в сфере образования Крыма, а также выявить обстоятельства, влияющие на формирование современной языковой политики в рамках обучения (изучения) в Крыму родных языков.

Ключевые слова: языковая политика; языковая ситуация; среднее образование; родные языки в школах Крыма; русский язык; украинский язык; крымскотатарский язык.

Для цитирования:
Габриелян, А. М. Родной язык в сфере среднего образования Крыма как отражение языковой картины полуострова. Статья вторая // Гуманитарная парадигма. 2019. № 1 (8). С. 127–140.

Полный текст: http://humparadigma.ru/art/2019/03/13-Gabriyelyan.pdf

10.01.00 Литературоведение

Визуальная поэзия — биологический вид творчества (статья вторая). «Эпическая сила» как инструмент создания образа в авангардной поэзии

УДК 82.02

Автор: Матвеева Марина Станиславовна

В данной статье автором вычленяется, называется и психологически обосновывается поэтический приём (инструмент), присущий современной авангардной поэзии — той её части, что создаётся авторами с так называемым «эпическим мышлением». Их произведения отличаются от традиционной поэтический лирики тем, что имеют сюжетную, концептуальную, философскую основу, как в явном, так и в скрытом виде (стихотворение может как иметь, так не иметь сюжета как такового, однако обладать отсылками (вплоть до полной переработки) к сюжетам и концептам мифологий разных народов, истории, мировой литературы и культуры; к информации из различных наук и сфер человеческой деятельности; аллюзии, реминисценции и т. п.). Формально же авторы подобной поэзии могут использовать метареалистическую, трансметафорическую, окказиональную, одним словом, усложнённую образность, понятную далеко не всем читателям.
В целом это составляет особую систему, инструментарий, характерный для творчества большого ряда современных поэтов, в том числе поэтов-авангардистов Крыма.

Ключевые слова: авангардная поэзия, эпичеcкое мышление, «проэзия», мифология.

Для цитирования:
Матвеева, М. С. Визуальная поэзия — биологический вид творчества (статья вторая). «Эпическая сила» как инструмент создания образа в авангардной поэзии // Гуманитарная парадигма. 2019. № 1 (8). С. 141–151.

Полный текст:  http://humparadigma.ru/art/2019/03/14-Matveyeva.pdf

 

10.01.00 Литературоведение

Роль ремарок в пьесе М. Булгакова «Иван Васильевич»

УДК 821.161.1 (Булгаков)

Автор: Вертолецкая Ление Ридвановна

В данной статье представлен анализ пьесы М. Булгакова «Иван Васильевич», проведённый с целью определения функции ремарок. На основе анализа были выделены основные виды ремарок, способствующие детализации театрального действия. Ремарки в пьесе обладают особым авторским стилем — краткие и сжатые, однако наполненные глубоким содержательным смыслом.

Ключевые слова: драматургия М. Булгакова, пьеса, театральное действие, ремарка, виды ремарок, персонаж, характеристика.

Для цитирования:
Вертолецкая, Л. Р. Роль ремарок в пьесе М. Булгакова «Иван Васильевич» // Гуманитарная парадигма. 2019. № 1(8). С. 152–159.

Полный текст: http://humparadigma.ru/art/2019/03/15-Vertoletskaia.pdf

конференция

«Филология в основе … всей человеческой культуры»

Автор: М. А. Шалина

Научно-практическая конференция «Формирование профессиональной компетентности филолога в поликультурной образовательной среде»

Полный текст: http://humparadigma.ru/art/2018/12/paper14.pdf

13.00.02 Теория и методика обуч. и воспитания

«Свобода — это возможность сказать, что дважды два — четыре»: внеклассное мероприятие для VIII класса (методическая разработка)

УДК 372.83

Авторы: Воробьёва Ольга Валерьевна, Шаматова Юлия Юрьевна

Данный материал является разработкой внеклассного мероприятия на тему: «Свобода — это возможность сказать, что дважды два — четыре», которое спроектировано в рамках методической технологии, включающей чтение отрывков из антиутопии с применением дискуссионного метода, с целью эффективного воспитания гражданственности у учащихся общеобразовательных школ.

Ключевые слова: воспитательный процесс, внеклассное мероприятие, гражданское воспитание, дискуссия.

Для цитирования:
Воробьева, О. В., Шаматова, Ю. Ю. «Свобода — это возможность сказать, что дважды два — четыре»: внеклассное мероприятие для VIII класса (методическая разработка) // Гуманитарная парадигма. 2018. № 4 (7). С. 137–146.

Полный текст: http://humparadigma.ru/art/2018/12/paper13.pdf

13.00.02 Теория и методика обуч. и воспитания

Учебно-исследовательская деятельность младших школьников как объективная необходимость

УДК 373.3

Автор: Калайджян Тамара Валентиновна

В статье рассмотрены вопросы необходимости учебно-исследовательской деятельности в процессе интеллектуального развития младшего школьника. Автором анализируются основные педагогические требования к применению в учебном процессе исследовательской задачи как основной единицы учебно-исследовательской деятельности.

Ключевые слова: школа первой ступени обучения, исследовательская деятельность, исследовательская задача, поисковая задача, проблемная задача, креативная задача.

Для цитирования:
Калайджян, Т. В. Учебно-исследовательская деятельность младших школьников как объективная необходимость // Гуманитарная парадигма. 2018. № 4 (7). С. 132–136.

Полный текст: http://humparadigma.ru/art/2018/12/paper12.pdf

07.00.07 Этнография, этнология и антропология

Ладовые и ритмические особенности крымскотатарской народной музыки

УДК 78.067.26(=512.145)

Автор: Кадырова Майя Решатовна

В статье рассматриваются ладовые и ритмические особенности крымскотатарской народной музыки, анализируется колоссальное богатство её ладово-ритмической системы. Выявлены свои специфические лады с увеличенной секундой, а также характерные интонации, вводящие в тонику. Дана характеристика разновидностям крымскотатарских народных песен и инструментальных мелодий. Особое внимание уделено ритмической стороне крымскотатарской народной музыки, рассмотрены её наиболее популярные и распространённые виды.

Ключевые слова: фольклор, крымскотатарская народная музыка, ритм, лад, метр.

Для цитирования:
Кадырова, М. Р. Ладовые и ритмические особенности крымскотатарской народной музыки // Гуманитарная парадигма. 2018. № 4 (7). С. 120–131.

Полный текст: http://humparadigma.ru/art/2018/12/paper11.pdf