10.01.00 Литературоведение

Анализ пространства в повести А. И. Куприна «Яма»

УДК 821.161.1

Строкина Светлана Петровна
Кандидат филологических наук, доцент,
доцент кафедры «Журналистика и славянская филология»,
ФГАОУ «Севастопольский государственный университет»,
Российская Федерация, Севастополь, e-mail: s.strokina@yandex.ua

Анализируются особенности организации художественного пространства в повести А. И. Куприна «Яма». Почти «документальная» конкретизация пространства отмечена как характерная черта творческого стиля писателя. Мифологизация киевского топоса анализируемой повести осуществлена посредством придания месту действия условного характера. Амбивалентность купринского юга обоснована на примере оппозиции сакральное/профанное, которое в повести реализовано в бинарности «верхнего» и «нижнего» миров, где последнее раскрыто в символическом пространстве «ямы». Низовое пространство выступает как царство смерти, о чём свидетельствует ряд наложений образов ямы и смерти в тексте повести.

Ключевые слова: система бинарных оппозиций, хронотоп, мифологизация пространства, сакральное, профанное.

 

Для цитирования:
Строкина С. П. Анализ пространства в повести А. И. Куприна «Яма» // Гуманитарная парадигма. 2017. № 3. С. 23–27.

Полный текст статьи: http://humparadigma.ru/art/2017/12/03-Strokina.pdf

10.01.00 Литературоведение

Литературно-философские взгляды М. М. Филиппова. Традиции реализма

УДК 141.166

Фисенко Ольга Сергеевна
Кандидат филологических наук,
доцент кафедры русского языка и методики его преподавания,
Российский университет дружбы народов,
Российская Федерация, Москва

Адонин Руслан Фанисович
Студент,
Гуманитарно-педагогический институт,
ФГОУ ВО «Севастопольский государственный университет»,
Российская Федерация, Севастополь

Статья посвящена изучению литературно-философских взглядов выдающегося ученого, философа и литератора М. М. Филиппова. Обосновано, что М. М. Филиппов, будучи представителем философии реализма, придерживался принципов реалистической эстетики и философской концепции натурализма.

Ключевые слова: литературно-философские взгляды М. М. Филиппова, философская концепция, реализм, принципы реалистической эстетики, натурализм.

 

Для цитирования:
Фисенко О. С., Адонин Р. Ф. Литературно-философские взгляды М. М. Филиппова. Традиции реализма // Гуманитарная парадигма. 2017. № 3. С. 28–35.

Полный текст статьи: http://humparadigma.ru/art/2017/12/04-Adonin-Fisenko.pdf

10.02.00 Языкознание

Вербализация лингвокультуремы «Севастополь» в «Севастопольских письмах» Николая Пирогова

УДК 811.111

Долгополова Лилия Валерьевна
Начальник Управления воспитательной работы и молодёжной политики
ФГОУ ВО «Севастопольский государственный университет»,
Российская Федерация, Севастополь, e-mail: dream_01@ukr.net

Адонина Лариса Валерьевна
Кандидат филологических наук, доцент
кафедры «Журналистика и славянская филология»,
Гуманитарно-педагогический институт,
ФГОУ ВО «Севастопольский государственный университет»
Российская Федерация, Севастополь, e-mail: lar_sad@list.ru

В статье рассматривается языковая объективация лингвокультуремы «Севастополь» как экспонента русского языкового сознания периода Крымской (Восточной) войны в «Севастопольских письмах» Николая Пирогова.

Ключевые слова: когнитивная лингвистика, лингвокультурология, лингвокультурема, русское языковое сознание.

Для цитирования:
Долгополова Л. В, Адонина Л. В. Вербализация лингвокультуремы «Севастополь» в «Севастопольских письмах» Николая Пирогова // Гуманитарная парадигма. 2017. № 3. С. 36–43.

Полный текст статьи: http://humparadigma.ru/art/2017/12/05-Dolgopolova-Adonina.pdf

17.00.00 Искусствоведение

Фрида Кало. Сюрреализм глазами сильной женщины

УДК 7.037.5

Котляр Елена Романовна
Кандидат искусствоведения, доцент,
доцент кафедры декоративного искусства
ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»,
Российская Федерация, Симферополь, e-mail: allenkott@mail.ru

Салата Дарья Владимировна
Студентка,
ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»,
Российская Федерация, Симферополь, e-mail: allenkott@mail.ru

В статье прослеживаются этапы жизни и творческого пути известной мексиканской художницы Фриды Кало. Фрида является примером чрезвычайно сильной личности, сумевшей вопреки физическим изъянам реализовать себя и как женщина, и как художник, более того, жить на максимальном эмоциональном и творческом подъёме. Работы Фриды Кало являются узнаваемыми и представляют собой синтез сюрреализма и неопримитивизма.

Ключевые слова: сюрреализм, неопримитивизм, Фрида Кало, Диего Ривера.

Для цитирования:
Котляр Е. Р., Салата Д. В. Фрида Кало. Сюрреализм глазами сильной женщины // Гуманитарная парадигма. 2017. № 3. С. 44–49.

Полный текст статьи: http://humparadigma.ru/art/2017/12/06-Kotlyar-Salata.pdf

23.00.01 Теория, философия, история полит.

К вопросу о демократии: определения и основные принципы

УДК 321.7

Вакулова Татьяна Владимировна
Кандидат политических наук,
доцент кафедры «История»,
Севастопольский государственный университет,
Российская Федерация, Севастополь, e-mail: vakulo1@yandex.ru

Матросов Михаил Александрович
Магистр кафедры «История»,
Севастопольский государственный университет,
Российская Федерация, Севастополь, e-mail: mikelonster@gmail.com

Рассматривается демократия как историко-политическая категория. Приведены определения данного понятия, на основе анализа законодательных актов различных стран рассмотрены основные принципы демократии.

Ключевые слова: демократия, принципы демократии, формы демократии.

Для цитирования:
Вакулова Т. В., Матросов М. А. К вопросу о демократии: определения и основные принципы // Гуманитарная парадигма. 2017. № 3. С. 50–62.

Полный текст статьи: http://humparadigma.ru/art/2017/12/07-Vakulova-Matrosov.pdf

13.00.02 Теория и методика обуч. и воспитания

Основные подходы к решению проблемы преемственности в обучении морфемике и словообразованию

УДК 372.881.161.1 : 81’373.611 : 001.8

Хоменко Елена Викторовна
Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры
«Журналистика и славянская филология»,
Гуманитарно-педагогический институт,
ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»,
Российская Федерация, Севастополь

Статья посвящена проблеме реализации принципа преемственности при формировании морфемно-словообразовательных умений учащихся начальной и основной школ. Обозначены и проанализированы основные подходы к решению исследуемой проблемы.

Ключевые слова: преемственность в процессе обучения русском языку, морфемно-словообразовательные умения, обучающиеся начальной и основной школ.

 

Для цитирования:
Хоменко Е. В. Основные подходы к решению проблемы преемственности в обучении морфемике и словообразованию // Гуманитарная парадигма. 2017. № 3. С. 63–71.

Полный текст статьи: http://humparadigma.ru/art/2017/12/08-Khomenko.pdf

13.00.02 Теория и методика обуч. и воспитания

Инновационная направленность педагогической деятельности

УДК 378

Ковалёва Наталья Сергеевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры
«Педагогическое образование»,
Гуманитарно-педагогический институт,
ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»,
Российская Федерация, Севастополь

В статье рассматривается инновационная направленность педагогической деятельности в вузе, а также основы педагогического нововведения, основные параметры профессионального потенциала личности будущего педагога и основные принципы инновационной деятельности.

Ключевые слова: инновация, инновационная направленность, педагогическая инновация, педагогическая деятельность, инновационная деятельность.

 

Для цитирования:
Ковалёва Н. С. Инновационная направленность педагогической деятельности // Гуманитарная парадигма. 2017. № 3. С. 72–77.

Полный текст статьи: http://humparadigma.ru/art/2017/12/09-Kovaleva.pdf

13.00.02 Теория и методика обуч. и воспитания

Психологические факторы управления самостоятельной работой студентов высших учебных заведений

УДК 378. 147+811.161.2

Ковтун Ирина Николаевна
Старший преподаватель
кафедры «Журналистика и славянская филология»,
Гуманитарно-педагогический институт,
Севастопольский государственный университет,
Российская Федерация, Севастополь

Статья посвящена психологическим аспектам организации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений. В ней обосновываются характеристики самостоятельной работы как вида учебной деятельности, анализируется сущность понятия «саморегуляция» как одного из важнейших психологических детерминантов самостоятельной учебной деятельности студентов. Определяется роль саморегуляции в процессе управления самостоятельной работой студентов.

Ключевые слова: самостоятельная работа, учебная деятельность, учение, саморегуляция.

Для цитирования:
Ковтун И. Н. Психологические факторы управления самостоятельной работой студентов высших учебных заведений // Гуманитарная парадигма. 2017. № 3. С. 78–82.

Полный текст статьи: http://humparadigma.ru/art/2017/12/10-Kovtun.pdf

13.00.02 Теория и методика обуч. и воспитания

Студенческая практика как ключевой фактор профессионализации студентов факультета журналистики

УДК 378.016 + 070.42

Хакимова Елена Мухамедовна
Доктор филологических наук,
профессор кафедры «Журналистика и массовые коммуникации»,
ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (НИУ)»,
Российская Федерация, Челябинск

Баштанар Ирина Михайловна
Кандидат педагогических наук,
доцент кафедры «Журналистика и массовые коммуникации»,
ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (НИУ)»,
Российская Федерация, Челябинск

Золотова Екатерина Сергеевна
Кандидат филологических наук,
доцент кафедры «Журналистика и массовые коммуникации»,
ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (НИУ)»,
Российская Федерация, Челябинск

Публикация посвящена мероприятию по итогам студенческой практики на кафедре журналистики и массовых коммуникаций ЮУрГУ в 2016–2017 учебном году. Авторы дают характеристику базы практики, резюмируют содержание представленных на конференции докладов. Особое внимание уделяется определению места практики в системе современного конвергентного медиаобразования.

Ключевые слова: медиаобразование, журналистика, реклама, связи с общественностью, студенческая практика.

Для цитирования:
Хакимова Е. М., Баштанар И. М., Золотова Е. С. Студенческая практика как ключевой фактор профессионализации студентов факультета журналистики // Гуманитарная парадигма. 2017. № 3. С. 83–88.

Полный текст статьи: http://humparadigma.ru/art/2017/12/11-Khakimova-Bashtanar-Zolotova.pdf

13.00.02 Теория и методика обуч. и воспитания

Особенность применения «неживых» текстов на занятиях по русскому языку как иностранному

УДК 37.022

Асонова Галина Анатольевна
Старший преподаватель русского языка как иностранного,
кафедра русского языка и культуры речи,
ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»,
Российская Федерация, Москва, email: asonova.galina@yandex.ru

В данной статье речь идет о специфике работы с «неживыми» текстами, направленными на формирование грамматико-лексических и коммуникативных навыков учащихся уровней А1 и Б1. Исследована методика работы с текстом. Представлены результаты коммуникативных возможностей обучающихся двух групп, полученные в результате чтения неживых текстов в ходе обучения русскому языку как иностранному.

Ключевые слова: «неживой» текст, предложение, чтение, речевое высказывание, коммуникация.

Для цитирования:
Асонова Г. А. Особенность применения «неживых» текстов на занятиях по русскому языку как иностранному // Гуманитарная парадигма. 2017. №3. С. 89–96.

Полный текст статьи: http://humparadigma.ru/art/2017/12/12-Asonova.pdf