07.00.02 Отечественная история

Национальные школы Таврической губернии в XIX веке и проблема внедрения в них русского языка

УДК 908:37.014.521 «18» (470.75)

Автор: Громова Наталья Фёдоровна

Статья посвящена проблеме обучения русскому языку нерусскоязычного населения Таврической губернии (уездов Крымского полуострова) в XIX веке. На основе архивных материалов и опубликованных источников проанализированы способы и методы решения этого вопроса путем внедрения русского языка в традиционные национальные школы крымских татар, немцев, евреев, караимов, греков, армян. В статье рассмотрены этапы этого процесса, конкретные шаги, предпринятые центральными и местными властями, их особые подходы к решению языковой проблемы в разных группах национальных школ. Автором отмечены достигнутые в обучении русскому языку успехи, позволившие подключить к активной социально—экономической и культурной жизни значительную часть нерусскоязычных жителей края, а также допущенные при этом просчёты и нарушения их религиозные и национальные интересы.

Ключевые слова: Таврическая губерния, национальные школы, русский язык, образовательный процесс.

Для цитирования:
Громова, Н. Ф. Национальные школы Таврической губернии в ХIХ веке и проблема внедрения в них русского языка // Гуманитарная парадигма. 2018. № 4 (7). С. 108–119.

Полный текст: http://humparadigma.ru/art/2018/12/paper10.pdf