Рецензии

Ещё одна встреча с Мастером: рецензия на книгу

Боева Г. Н. Ещё одна встреча с Мастером: рецензия на книгу

Рязанов Э. А. Встречи и беседы. Интервью, статьи, университетские тексты. – СПб.: СПбГУП, 2017. – 584 с. – (Серия «Почётные доктора Университета»).

Текст: http://humparadigma.ru/art/2017/12/13-Boeva.pdf

10.01.00 Литературоведение

Дьявольская провокация (статья первая). Христианская онтология и способы её проверки в драме Леонида Андреева «Анатэма»

УДК 821.161.1 Андреев

Людмила Нодариевна Икитян
Кандидат филологических наук,
главный редактор журнала «Гуманитарная парадигма»;
Межрегиональный институт развития территорий (г. Ялта),
Республика Крым, г. Армянск

Тип героя-провокатора широко представлен в художественном наследии прозаика и драматурга начала ХХ века Леонида Андреева. Этической «универсальностью» творчества писателя обусловлена такая его особенность, как «ревизия» бытующих в общественном сознании убеждений. Одним из репрезентативных произведений писателя с конфликтом на основе (пере)проверки христианских постулатов является драма «Анатэма». В ней автор обращается к протоситуации искушения — провокации человека инфернальным героем. В свете провокативной заданности произведения рассмотрены его жанрово-видовые, персонажные, контекстные и интертекстуальные аспекты.

Ключевые слова: Леонид Андреев, художественная провокация, герой-провокатор, христианская онтология.

Для цитирования:
Икитян Л. Н. Дьявольская провокация (статья первая). Христианская онтология и её проверка в драме Леонида Андреева «Анатэма» // Гуманитарная парадигма. 2017. № 2. С. 5–15.

Полный текст статьи: http://humparadigma.ru/art/2017/11/01-Ikityan.pdf

10.01.00 Литературоведение

«Я буду ждать тебя мучительно»: переводческая деятельность Константина Бальмонта — истоки, интерпретации и мифы

УДК 81.42

Щербак Нина Феликсовна
Кандидат филологических наук, старший преподаватель
кафедры английской филологии и лингвокультурологии,
Санкт-Петербургский государственный университет,
Российская Федерация, Санкт-Петербург;
e-mail: alpha-12@yandex.ru

Целью данной статьи является рассмотрение основных тем и мотивов, использованных поэтом Константином Бальмонтом в переводах поэзии английских и немецких представителей эпохи романтизма. Акцент сделан на автобиографических сведениях и воспоминаниях современников. В работе использованы также научные труды, в которых анализируется переводческая деятельность К. Бальмонта.

Ключевые слова: поэзия и переводы Константина Бальмонта, поэзия Серебряного века.

Для цитирования:
Щербак Н. Ф. «Я буду ждать тебя мучительно»: переводческая деятельность Константина Бальмонта — истоки, интерпретации и мифы // Гуманитарная парадигма. 2017. № 2. С. 16–20.

Полный текст статьи: http://humparadigma.ru/art/2017/11/02-Scherbak.pdf

24.00.00 Культурология

Масова видовищна культура в історичній та соціокультурній феноменології

УДК 7.091

Шведова Альона Дмитрівна
Культуролог,
викладач культурологічних дисциплін,
Україна, Київ

Мета даної статті полягає в екскурсі до історичних першооснов видовищ як соціального та культурного феномену. Автор розглядає питання філософської природи видовищності, історичних форм дозвілля людства, механізмів сценографії. Окремо детально розглянуто питання засобів створення видовищності у сучасному мистецтві.

Ключові слова: масова культура, видовище, дійство, сценографія, феноменологія культури.

Для цитирования:
Шведова А. Д. Масова видовищна культура в історичній та соціокультурній феноменології // Гуманитарная парадигма. 2017. № 2. С. 21–27.

Полный текст статьи: http://humparadigma.ru/art/2017/11/03-Shvedova.pdf

17.00.00 Искусствоведение

Становление крымскотатарского народного декоративно-прикладного искусства

УДК: 745 (=512.19)

Котляр Елена Романовна
Кандидат искусствоведения, доцент,
доцент кафедры Декоративного искусства,
ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»,
Российская Федерация, Симферополь, e-mail: allenkott@mail.ru

Эмирасанова Разие Меметовна
Студентка,
ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»,
Российская Федерация, Симферополь, e-mail: allenkott@mail.ru

В статье прослеживается история становления и развития культуры крымских татар и её репрезентация в стилистике декоративно-прикладного искусства. Охарактеризованы основные исторические периоды крымскотатарского этноса и их стилистические признаки в искусстве. Рассматривается как общая концепция развития декоративно-прикладного искусства, так и конкретные примеры в различных видах и техниках.

Ключевые слова: крымские татары, декоративно-прикладное искусство.

Для цитирования:
Котляр Е. Р., Эмирасанова Р. М. Становление крымскотатарского народного декоративно-прикладного искусства // Гуманитарная парадигма. 2017. № 2. С. 28–32.

Полный текст статьи: http://humparadigma.ru/art/2017/11/04-Kotlyar-Emirasanova.pdf

17.00.00 Искусствоведение

Творчество Александра Киреева и его роль в крымском витражном искусстве

УДК 7.036.5:747.023.7:748.5(470-321)

Кузнецова-Бондаренко Екатерина Сергеевна
Преподаватель,
ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»,
Российская Федерация, Симферополь, e-mail: katrin-bond@list.ru

Статья посвящена изучению творчества Александра Киреева — одного из самых значимых представителей витражного искусства в Крыму. Рассмотрены особенности сложных тематических поисков и технологических новаций художника. Обусловлена острая необходимость изучения витражного искусства Крыма как одного из видов монументального и декоративного искусства, которое пока не изучено в полной мере.

Ключевые слова: классический витраж, колорит, интерьер, витраж Тиффани, цветовые и композиционные акценты.

Для цитирования:
Кузнецова-Бондаренко Е. С. Творчество Александра Киреева и его роль в крымском витражном искусстве // Гуманитарная парадигма. 2017. № 2. С. 33–37.

Полный текст статьи: http://humparadigma.ru/art/2017/11/05-Kuznetsova-Bondarenko.pdf

13.00.02 Теория и методика обуч. и воспитания

Нравственное воспитание студенческой молодёжи в условиях высшей школы

УДК 37.034 : 378

Хоменко Елена Викторовна
Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры
«Журналистика и славянская филология»,
Гуманитарно-педагогический институт,
ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»,
Российская Федерация, Севастополь, e-mail: nikita1390@ya.ru

Вуйчич Елена Анатольевна
Студентка 6 курса направления подготовки «Педагогическое образование»,
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет
имени В. И. Вернадского» в г. Ялте,
Российская Федерация, Ялта, e-mail: vuichitch2015@mail.ru

В статье освещается проблема духовного становления личности, характеризуются основные методы и приёмы нравственного воспитания студенческой молодёжи в условиях вуза.

Ключевые слова: студенческая молодёжь, методы и приёмы воспитания, нравственное воспитание.

Для цитирования:
Хоменко Е. В., Вуйчич Е. А. Нравственное воспитание студенческой молодёжи в высшей школе // Гуманитарная парадигма. 2017. № 2. С. 38–44.

Полный текст статьи: http://humparadigma.ru/art/2017/11/06-Khomenko-Vujicic.pdf

13.00.02 Теория и методика обуч. и воспитания

Развитие корпусной лингвистики: инновации в процессе обучения английскому языку

УДК 371.3

Щербак Нина Феликсовна
Кандидат филологических наук, магистр в области преподавания
иностранного языка (Ланкастерский университет, Великобритания),
Санкт-Петербургский государственный университет,
Российская Федерация, Санкт-Петербург, e-mail: alpha-12@yandex.ru

Исследование посвящено развитию последних методов преподавания иностранного (в частности, английского) языка, включающих, так называемый, «лексический метод преподавания» (lexical approach) и «метод выполнения проектов и заданий» (task-based method), развитию которых предшествовали инновации в области корпусной лингвистики. В статье также рассмотрены основные тенденции развития исследований, связанных с анализом дискурса и дискурсивных практик.

Ключевые слова: лексический метод преподавания, метод выполнения проектов и заданий, корпусная лингвистика, дискурсивные практики.

Для цитирования:
Щербак Н. Ф. Развитие корпусной лингвистики: инновации в процессе обучения английскому языку // Гуманитарная парадигма. 2017. № 2. С. 45–51.

Полный текст статьи: http://humparadigma.ru/art/2017/11/07-Scherbak.pdf

13.00.02 Теория и методика обуч. и воспитания

Преподавание литературы старшеклассникам: к вопросу недавнего прошлого школ Крыма и настоящего

УДК 371.1

Икитян Людмила Нодариевна
Кандидат филологических наук,
главный редактор журнала «Гуманитарная парадигма»;
Межрегиональный институт развития территорий (г. Ялта),
Российская Федерация, г. Армянск

Звилинская Лидия Анатольевна
Филолог, преподаватель
русского языка и литературы,
Российская Федерация, г. Симферополь

Авторами статьи затронуты некоторые вопросы преподавания литературы в старших классах основной школы. Дан экскурс в проблемы изучения произведений большого объёма в условиях ограниченного времени. В качестве одного из путей решения такого рода проблем на современном этапе видится возможность вариативного отбора произведений и авторов в момент составления рабочих программ.

Ключевые слова: литература как учебный предмет, преподавание литературы, основное общее образование, профильное обучение.

Для цитирования:
Икитян Л. Н., Звилинская Л. А. Преподавание литературы старшеклассникам: к вопросу недавнего прошлого школ Крыма и настоящего // Гуманитарная парадигма. 2017. № 2. С. 52–57.

Полный текст статьи: http://humparadigma.ru/art/2017/11/08-Ikityan-Zvilinska.pdf

13.00.02 Теория и методика обуч. и воспитания

Проблема литературоведческих методологий в аспекте формирования профессиональных компетенций будущих филологов

УДК 82.0

Шалина Марина Александровна
Кандидат филологических наук,
доцент кафедры филологических дисциплин и методик их преподавания,
Евпаторийский институт социальных наук (филиал),
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского»;
Российская Федерация, Евпатория, e-mail: marie_ka@mail.ru

В статье рассматривается вопрос выбора методологической стратегии литературоведческих исследований как важнейший фактор формирования профессиональной компетенции будущих филологов. Раскрывается сущность комплексного метода, анализируется специфика системного подхода в литературоведении, его базовые принципы и преимущества.

Ключевые слова: профессиональная компетенция филолога, литературоведение, методология, комплексный подход, системный подход, система «литература».

Для цитирования:
Шалина М. А. Проблема литературоведческих методологий в аспекте формирования профессиональных компетенций будущих филологов // Гуманитарная парадигма. 2017. № 2. С. 58–63.

Полный текст статьи: http://humparadigma.ru/art/2017/11/09-Shalina.pdf