13.00.02 Теория и методика обуч. и воспитания

Материалы рубрики «Советы читателям» американских СМИ на занятиях по английскому языку для менеджеров

УДК 372.881.111.1

Авторы: Домышева Светлана Аркадьевна, Копылова Наталья Владимировна

В статье обсуждаются возможности использования материалов рубрики «Советы читателям» американских СМИ на занятиях по английскому языку для менеджеров. Статьи, содержащие советы о деловом этикете, рассматриваются как дополнительный источник лингво- и социокультурных знаний о межкультурной деловой коммуникации, необходимых для будущей успешной профессиональной деятельности обучающихся.

Ключевые слова: английский язык для специальных целей, менеджер, деловой этикет, рубрика «Советы читателям», профессиональная коммуникативная компетенция.

Для цитирования: 
Домышева, С. А., Копылова, Н. В. Материалы рубрики «Советы читателям» американских СМИ на занятиях по английскому языку для менеджеров // Гуманитарная парадигма. 2018. № 3 (6).

Полный текст: http://humparadigma.ru/art/2018/07/paper1.pdf

13.00.02 Теория и методика обуч. и воспитания

Учебно-научные тексты как средство формирования навыков аргументированной речи учащихся

УДК 372.881.161.1 : 808.5

Автор: Хоменко Елена Викторовна

Статья посвящена проблеме формирования навыков аргументированной речи у учащихся основной школы. Раскрыта структура аргументированной речи и описан пошаговый алгоритм работы учителя по формированию у школьников исследуемых навыков посредством учебно-научных текстов по русскому языку.

Ключевые слова: учебно-научные тексты, учащиеся, основная школа, навыки аргументированной речи.

Для цитирования:
Хоменко, Е. В. Учебно-научные тексты как средство формирования навыков аргументированной речи учащихся // Гуманитарная парадигма. 2018. № 2(5). С. 7–12.

Полный текст: http://humparadigma.ru/art/2018/10/01-Khomenko.pdf

13.00.02 Теория и методика обуч. и воспитания

The ways of teaching grammatical category of participle as an important part of Russian grammar of the level B1

UDC 81-139

Автор: Galina A. Аsonova

Abstract. In the given article the speech goes about specifics of teaching participles as one of the main and complex topic in grammar of Russian. The author of the article shares her own experience as an example of teaching Russian at the international group at the preparatory faculty in 2017. The article provides the reader with different types of games and exercises on the topic of participles are given, the peculiarities of the topic and the result which can be led by students. The present article draws attention to the methods of an effective reaching of comprehension are analyzed in the article, the role of the learning game and visual means is explained in the learning participles, which lead an activation of thinking and developing communicational skills with using participles in constructing sentences. The data of the present theme are given in the tables which denote specifics of the teaching participles to foreign students.

Keywords: thinking activation, Russian as a foreign, direct speech, dialogue, monologue, exercises.

Для цитирования:
Аsonova, G. A. The ways of teaching grammatical category of participle as an important part of Russian grammar of the level B1 // Гуманитарная парадигма. 2018. № 2(5). С. 13–20.

Полный текст: http://humparadigma.ru/art/2018/05/02-Asonova.pdf

13.00.02 Теория и методика обуч. и воспитания

Специфика диалогической речи и проблема её развития у младших школьников

УДК 327.4

Авторы: Калайджян Тамара Валентиновна, Коваль Наталья Андреевна,

В данной статье рассматривается проблема развития диалогической речи младших школьников. Понятие «диалогическая речь» в статье анализируется с разных позиций. Особое внимание уделяется работам Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Гвоздева, И. Н. Горелова, Б. М. Гриншпуна, Н. И. Жинкина, А. В. Запорожца, И. А. Зимней, Р. Е. Левиной, А. Н. Леонтьева, А. А. Леонтьева, А. Р. Лурия и др. Актуальность обусловлена тем, что в современном мире диалогической речи младших школьников уделяется недостаточно внимания, несмотря на значительный вклад отечественных педагогов, лингвистов и психологов.

Ключевые слова: диалогическая речь, цепь реплик, речевая деятельность.

Для цитирования:
Калайджян, Т. В., Коваль, Н. А. Специфика диалогической речи и проблема её развития у младших школьников // Гуманитарная парадигма. 2018. № 2(5). С. 21–26.

Полный текст: http://humparadigma.ru/art/2018/05/03-Kalaydzhyan-Koval.pdf

07.00.02 Отечественная история

Русь: путь из варяг в персы

УДК 94

Автор: Федченко Олег Дмитриевич

Статья посвящена изучению поселений и гидронимов, упомянутых в трактате неизвестного персидского автора «Худуд ал-‘Алам мин ал-Машрик ила-л-Магриб» и других письменных источниках арабских географов. Описания, данные исследователями с Востока, позволяют определить местоположение древних поселений на месте современной столицы Башкирии. Кроме того, удается локализовать три центра Руси на Волжском торговом пути.

Ключевые слова: Русь, славяне, Башкирия, Уфа, Поволжье, Арсания, Муром, Вантит, Волоколамск.

Для цитирования:
Федченко, О. Д. Русь: путь из варяг в персы // Гуманитарная парадигма. 2018. № 2(5). С. 27–36.

Полный текст: http://humparadigma.ru/art/2018/05/04-Fedchenko.pdf

Разное

Мистецтво сценографії в контексті історичної генези видовищності

УДК 7.091

Автор: Шведова Альона Дмитрівна

В статті розглянуто процес формування, розвитку та удосконалення сценографії в різних історичних епохах від драматичних першооснов у ритуально-обрядовому дійстві до технологій сучасної естради. Багатовіковий досвід сценографії прокоментовано в контексті історичного генезису згідно з історично обумовленими умовами існування видовищності. Аналітичний матеріал суттєво проілюстровано.

Ключові слова: сценографія, видовище, дійство, театр, сценічний простір, декорації, постановочна машинерія.

Для цитирования:
Шведова, А. Д. Мистецтво сценографії в контексті історичної генези видовищності // Гуманитарная парадигма. 2017. № 3. С. 37–54.

Полный текст: http://humparadigma.ru/art/2018/10/05-Shvedova.pdf

10.02.00 Языкознание

Структурно-семантические особенности аббревиатур в современном публицистическом тексте

УДК 81

Авторы: Павлюк Татьяна Павловна, Якоби Ангелина Игоревна

В статье представлен анализ структурно-семантических особенностей аббревиатур газетного текста. Выявлены тематические группы аббревиатур, характерные для современного русского языка, определена специфика использования сокращений в структуре современного публицистического текста.

Ключевые слова: словообразование, аббревиация, газетный текст, тематические группы аббревиатур.

Для цитирования:
Павлюк, Т. П, Якоби, А. И. Структурно-семантические особенности аббревиатур в современном публицистическом тексте // Гуманитарная парадигма. 2018. № 2. С. 55–64.

Полный текст: http://humparadigma.ru/art/2018/05/06-Pavlyuk-Jacobi.pdf

10.01.00 Литературоведение

Русские экклезионимы на африканском берегу

УДК 81’373.2

Автор: Руденко Жанетта Анатольевна

Статья посвящена исследованию такого малоизвестного экклезионима, как корпусная церковь Павла Исповедника Морского Его Императорского Величества Наследника Цесаревича Корпуса. Прослеживается роль данного онима в формировании историко-культурного облика Севастополя, его «выход» за пределы крымской «географии» и бытование наряду с экклезионимом церковь Александра Невского (Севастополь, бухта Голландия) в ономастиконе африканского города Бизерта (Тунис). экклезионима церковь Александра Невского в ономастиконе города Париж (Франция).

Ключевые слова: Севастополь, Бизерта, форт Сфаят, Дежбель-Кебир, корпусная церковь святого Павла Исповедника, Святой Андрей Первозванный, церковь Александра Невского в бухте Голландия города Севастополя.

Для цитирования:
Руденко Ж. А. Русские экклезионимы на африканском берегу // Гуманитарная парадигма. 2018. № 2(5). С. 65–71.

Полный текст: http://humparadigma.ru/art/2018/05/07-Rudenko.pdf

10.02.00 Языкознание

Жаргон как социальная разновидность французской лексики

УДК: 811.133.1

Авторы: Кузёма Татьяна Борисовна, Синдеева Кристина Андреевна

В статье рассмотрена сущность понятия «жаргон». Описаны его основные особенности. Представлены характеристики французского молодёжного жаргона в сопоставлении с таким его синонимическим эквивалентом как сленг (английский язык).

Ключевые слова: жаргон, арго, сленг, верлан, молодёжный жаргон.

Для цитирования:
Кузёма Т. Б., Синдеева К. А. Жаргон как социальная разновидность французской лексики // Гуманитарная парадигма. 2018. № 2(5). С. 72–78.

Полный текст: http://humparadigma.ru/art/2018/05/08-Kuzyoma-Sindeyeva.pdf

10.01.00 Литературоведение

Драматургия А. Т. Аверченко: современный контекст

УДК 82-1/-9

Автор: Миленко Виктория Дмитриевна

Автор статьи обращается к малоизученному наследию А. Т. Аверченко (1880–1925) — его драматургии. Театральная деятельность писателя характеризуется как неотъемлемая часть отечественной смеховой культуры 1910–1920-х гг., а также жизни русской эмиграции первой волны и межвоенной Чехословакии. Привлекая широкий культурный контекст, автор статьи знакомит с географией и тематикой спектаклей по пьесам Аверченко в современном российском театре. Выявляются сквозные темы творчества писателя, востребованные ХХI веком: мужская дружба и женская психология в ироническом преломлении. Автор констатирует, что до 2017 года, знаменательного 100-летием революционных событий, театры обращались к инсценировке прозы Аверченко, а не его драматургии. Но в 2017 году состоялось подлинное открытие и возвращение Аверченко-драматурга: благодаря спектаклям «Под холщовыми небесами» севастопольского Драматического театра им. Б. А. Лавренёва Черноморского флота РФ и «Игра со смертью» Омского драматического театра «Галёрка».

Ключевые слова: инсценировка, скетч, комедия, авторский театр, театр миниатюр, театр-кабаре, антрепризный спектакль, конферанс, музыкальная интермедия, буффонада, бутафория.

Для цитирования:
Миленко, В. Д. Драматургия А. Т. Аверченко: современный контекст // Гуманитарная парадигма. 2018. № 2(5). С. 79–91.

Полный текст: http://humparadigma.ru/art/2018/05/09-Milenko.pdf