17.00.00 Искусствоведение

Проект «Чеховская карта мира» – Крым

УДК: 82.091 + 821.161.1

Автор: Долгополова Юлия Георгиевна

«Чеховская карта мира» — новый проект Крымского литературно-художественного мемориального музея-заповедника, призванный создать всеобъемлющее — географическое, культурное, художественное — «чеховское пространство» для всех, кто любит творчество писателя, интересуется его биографией или профессионально занимается изучением вопросов творческого наследия классика. В статье изложена история формирования, развития и воплощения идеи «чеховской карты» в крымском пространстве, намечены направления исследований данного вопроса, сформулированы цели и задачи проекта.

Ключевые слова: чеховская карта мира, чеховская карта Крыма, Чехов-путешественник, Крым, Ялта.

Для цитирования:
Долгополова, Ю. Г. Проект «Чеховская карта мира» — Крым // Гуманитарная парадигма. 2018. № 4 (7). С. 85–90.

Полный текст: http://humparadigma.ru/art/2018/12/paper07.pdf

10.01.00 Литературоведение

Визуальная поэзия — биологический вид творчества. Статья первая

УДК 82.02

Автор: Матвеева Марина Станиславовна

В данной статье осуществлена попытка по-новому рассмотреть яркое явление в мире современной поэзии, которое, синтезировав сразу несколько видов искусства, дало толчок новому виду авангардной поэзии — визуальная поэзия. Автором отмечается, что возможности визуальной поэзии намного шире традиционного иллюстрирования поэтических произведений, так как неразложимое сочетание в ней нескольких форм искусства даёт существенное внутреннее преображение. Статья представляет собой авторский взгляд на визуальную поэзию, основные её психологические и философские аспекты, истоки и путь формирования, современные проявления и варианты практического отображения, возможности и целеполагание. Наблюдения и заключения, представленные в данной статье, позволяют не только получить представление о формах авангардной поэзии, но и изучить инструментарий её исполнения.

Ключевые слова: визуальная поэзия, авангардная поэзия, изопоэзия, графика, неологизмы.

Для цитирования:
Матвеева, М. С. Визуальная поэзия — биологический вид творчества. Статья первая // Гуманитарная парадигма. 2018. № 4(7). С. 64–84.

Полный текст: http://humparadigma.ru/art/2018/12/paper06.pdf

10.01.00 Литературоведение

«Нечто вроде лекции о юморе»: Неизвестная рукопись А. Т. Аверченко

УДК 821.161.1-312.9

Автор: Миленко Виктория Дмитриевна

Автор статьи публикует неизвестную рукопись лекции А. Т. Аверченко, содержащую размышления о природе сатиры и юмора, о чувстве юмора и его национальном своеобразии, а также оценку вклада журналов «Сатирикон» и «Новый Сатирикон» в развитие отечественной смеховой культуры. Опираясь на факты биографии писателя и материалы прессы, автор предпринимает попытку атрибуции рукописи, а также воссоздаёт атмосферу чтения лекции в севастопольском театре «Гнездо перелётных птиц» весной 1920 года.

Ключевые слова: автограф, архивная рукопись, архивный личный фонд, «Сатирикон», «Новый Сатирикон», писатели-сатириконцы, «Гнездо перелётных птиц», сатира, юмор.

Для цитирования:
Миленко, В. Д. «Нечто вроде лекции о юморе»: неизвестная рукопись А. Т. Аверченко // Гуманитарная парадигма. 2018. № 4 (7). С. 48–63.

Полный текст: http://humparadigma.ru/art/2018/12/paper05.pdf

10.01.00 Литературоведение

Пространственный образ деревни и лексические средства его создания в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо»

УДК 81’37:81-116.3

Автор: Моря Лилия Анатольевна

Статья посвящена исследованию художественного пространства в романе «Дворянское гнездо» И. С. Тургенева. Выделяются и анализируются лексико-семантические средства, служащие для вербализации и текстовой организации такого фрагмента модели художественного пространства, как топос деревни, один из важнейших в исследуемом произведении.

Ключевые слова: художественное пространство, топос, локус, лексема, лексическая группа, лексическое значение, коннотация.

Для цитирования:
Моря, Л. А. Пространственный образ деревни и лексические средства его создания в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» // Гуманитарная парадигма. 2018. № 4 (7). С. 38—47.

Полный текст: http://humparadigma.ru/art/2018/12/paper04.pdf

Разное

Об инструментах продвижения организации в интернете (на примере НКО «Гринпис России»)

УДК 004.738.5 + 070.312

Автор: Хакимова Елена Мухамедовна

Публикация посвящена проблеме онлайн-продвижения компаний в русскоязычном Интернете. В ходе исследования установлено, что для решения указанной задачи НКО «Гринпис Россия» использует ряд инструментов современного интернет-маркетинга, среди которых важную роль играет Search Engine Optimization (SEO). В статье рассмотрены результаты его применения при продвижении сайта организации в поисковых сетях Yandex, Google, Mail.ru, Rambler и Bing.

Ключевые слова: интернет-продвижение, инструменты интернет-маркетинга, поисковые системы, корпоративный сайт, SEO.

Для цитирования:
Хакимова, Е. М. Об инструментах продвижения организации в интернете (на примере НКО «Гринпис России») // Гуманитарная парадигма. 2018. № 4 (7). С. 33–37.

Полный текст:  http://humparadigma.ru/art/2018/12/paper03.pdf

Разное

Родной язык в сфере среднего образования Крыма как отражение языковой картины полуострова

УДК 323:81

Автор: Габриелян Арус Манвеловна

Целью статьи является изучение языковой ситуации в сфере образования Республики Крым, а также выявление обстоятельств, влияющих на формирование современной системы образования в рамках обучения (изучения) родных языков в Крыму. В рамках проекта Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) автором статьи весной 2018 года проведено полевое исследование, включающее в себя глубинное интервьюирование администрации и сотрудников общеобразовательных школ г. Симферополя; сравнительный анализ нормативно-правовых документов Республики Крым и локальных актов учебных заведений по вопросам изучения, преподавания языков и обучения им в общеобразовательных заведениях полуострова. Автор рассматривает вопросы значения, роли и места родного языка (в основном украинского и крымскотатарского) в языковой политике в сфере среднего образования Крыма.

Ключевые слова: языковая политика; языковая ситуация; среднее образование; родные языки в школах Крыма; русский язык; украинский язык; крымскотатарский язык.

Для цитирования:
Габриелян, А. М. Родной язык в сфере среднего образования Крыма как отражение языковой картины полуострова // Гуманитарная парадигма. 2018. № 4 (7). С. 15–32.

Полный текст: http://humparadigma.ru/art/2018/12/paper02.pdf

10.02.00 Языкознание

Курьёзы в ономастике, или Офицеры-подводники на службе её величества топонимики

УДК 81`373.217

Автор: Руденко Жанетта Анатольевна

Статья посвящена исследованию уникального в истории Севастополя топонима Голландия и эргонимов Морской кадетский корпус, Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище. Прослеживается роль этих онимов в формировании историко-культурного облика города Севастополя и географических названий Мурманской области.

Ключевые слова: Севастополь, Голландия, Морской кадетский корпус, Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище, Кольский полуостров, Ура-губа, офицеры-подводники.

Для цитирования:
Руденко, Ж. А. Курьёзы в ономастике, или Офицеры-подводники на службе её величества топонимики // Гуманитарная парадигма. 2018. № 4 (7). С. 7–14.

Полный текст:  http://humparadigma.ru/art/2018/12/paper01.pdf

13.00.02 Теория и методика обуч. и воспитания

Романсы Рейнгольда Глиэра как часть учебного репертуара студентов-вокалистов

УДК 378.147:784

Автор: Лунякина Виктория Александровна

Статья посвящена рассмотрению специфики включения романсов Р. Глиэра в репертуар студентов-вокалистов. На примере четырёх произведений разной жанровой специфики делается вывод о возможности проходить романсы композитора со студентами разных уровней подготовки и типов голосов. Приведены методические рекомендации по преодолению типичных трудностей, возникающих в работе над указанными сочинениями и намечены основные вехи построения их исполнительской интерпретации. Указано, развитию каких навыков способствует работа над теми или иными романсами композитора.

Ключевые слова: Рейнгольд Глиэр, романс, песня, жанр, вокальная педагогика, исполнительские трудности, интерпретация, ориентализм, лиричность, миниатюра.

Для цитирования:
Лунякина, В. А. Романсы Рейнгольда Глиэра как часть учебного репертуара студентов-вокалистов // Гуманитарная парадигма. 2018. № 3 (6). С. 21–29.

Полный текст: http://humparadigma.ru/art/2018/09/paper3.pdf

13.00.02 Теория и методика обуч. и воспитания

Совместная работа учителя и педагога-библиотекаря по формированию общекультурной компетенции обучающихся

УДК 371.314

Автор: Керимова Лилия Рефатовна

В современной системе образования осуществляется формирование личностных компетенций обучающихся. Приоритет в развитии таких компетенций, как общекультурные, принадлежит воспитательному сегменту образовательного процесса, где помимо работы учителей значима деятельность библиотек. Расширением содержания деятельности и функций современных информационно-библиотечных центров обусловлено введение новой должности — педагога-библиотекаря. Одним из направлений его работы является тесное взаимодействие с учителями-предметниками в реализации учебно-воспитательных стратегий. Успех выполнения всех образовательных задач по-прежнему гарантирует приобщение школьников к чтению как основному виду их познавательной деятельности и досуга. В связи с этим в статье рассмотрены этапы и методы формирования читательской культуры обучающихся в условиях современного развития образования в России и на основе кооперации деятельности педагогического коллектива и педагога-библиотекаря.

Ключевые слова: школьная педагогика, педагог-библиотекарь, федеральный образовательный стандарт, ФГОС, общекультурные компетенции обучающихся, детское чтение, культура чтения.

Для цитирования:
Керимова, Л. Р. Совместная работа учителя и педагога-библиотекаря по формированию общекультурной компетенции обучающихся // Гуманитарная парадигма. 2018. № 3 (6). С. 30–41.

Полный текст: http://humparadigma.ru/art/2018/09/paper4.pdf

19.00.07 Педагогическая психология

Социально-психологические риски личностного самоопределения сельских школьников

УДК 37.047

Автор: Бадашкеев Михаил Валерьевич

В данной работе констатировано многообразие теоретических позиций относительно проблемы рисков в образовательном пространстве школы. Внимание автора сосредоточено на социально-психологических рисках и попытке проанализировать их влияние на эффективность процесса личностного самоопределения сельских школьников. Рассмотрены также возможные «риски», связанные с проектированием образовательной сферы современного села. Успех процесса минимизации рисков автор связывает с разработкой и внедрением технологий сопровождения, в частности школы родительского сопровождения.

Ключевые слова: сельский школьник, образовательная среда, социально-психологические риски, личностное самоопределение, минимизация рисков, родительское сопровождение.

Для цитирования:
Бадашкеев, М. В. Социально-психологические риски личностного самоопределения сельских школьников // Гуманитарная парадигма. 2018. № 3 (6). С. 42–47.

Полный текст: http://humparadigma.ru/art/2018/09/paper5.pdf