УДК 908:37.018.523 “18” (477.75)
Автор: Громова Наталья Фёдоровна
В статье освещена история создания сельских школ в ходе реализации в Таврической губернии «Положений о начальных народных училищах 1864 года. На основе систематизации и обобщения исторических фактов, зафиксированных в архивных материалах и опубликованных законодательных документах, автором проанализирован важный этап в истории сельских школ Таврической губернии, связанный с началом претворения в жизнь «Положений». На конкретных примерах рассмотрено участие в этом процессе управленческих и контролирующих структур, органов местного самоуправления, сельских обществ; выявлены особенности организации учебной работы сельских учебных заведений во второй половине 60-х и в 70-е годы XIX века. Показана роль уездных училищных советов, сельских обществ, инспекторов народных училищ в расширении сети сельских школ в уездах Крыма и Северной Таврии; рассмотрено влияние на этот процесс социально-экономических факторов, в том числе фактора, связанного с усилением в 60-е годы переселенческого движения в Таврическую губернию; показаны недостатки и негативные стороны организации в сельских школах учебного процесса и попытки их устранения. В статье нашли отражение статистические данные о динамике и тенденциях развития сельских школ Таврической губернии, их количестве, численности учащихся и учителей.
Опыт создания сельских школ, накопленный в Таврической губернии за полтора десятка пореформенных лет, дал возможность развернуть в последней четверти XIX века масштабную работу в этом направлении на более высоком уровне и более быстрыми темпами.
Ключевые слова: уездные училищные советы, начальные народные школы, инспекторы училищ, учебный процесс.
Для цитирования:
Громова, Н. Ф. Сельские школы Таврической губернии на начальном этапе образовательной реформы 60-х годов XIX века // Гуманитарная парадигма. 2019. № 1 (8). С. 94–107.